Выставка «Когда Россия говорила по-французски: Париж –Санкт-Петербург, 1800-1830»

В мае 2003 года в рамках празднования трехсотлетия Санкт-Петербурга в Париже открылась выставка «Когда Россия говорила по-французски: Париж –Санкт-Петербург, 1800-1830», ставшая одним из центральных международных событий юбилея. Придуманное и профинансированное Владимиром Потаниным и холдингом «Интеррос» мероприятие по праву считается первым частным, а не государственным проектом такого масштаба. Михаил Швыдкой, министр культуры РФ, открывавший экспозицию, отметил личное участие г-на Потанина: «Развитию интенсивных культурных контактов способствуют и деловые круги». Саму выставку он назвал «уроком истории, потому что на ней соединились мундиры и оружие двух… армий…»

Выставка была уникальна и по замыслу – показать общность культурного наследия народов через общность судеб, и по названию, и по месту проведения – Собор Дома Инвалидов, являющийся частью Музея Армии, принадлежащего Министерству обороны Французской Республики.  

Как сказал Бернар Дево, возглавлявший Музей Армии с 1998 по 2003 годы, «мероприятие предоставляет возможность высветить, отвлекаясь от истории конфликтов и битв, взаимоотношения и взаимовлияние двух народов в их культурном, художественном и ценностном измерении. Это исключительное по своему характеру мероприятие призвано также вернуть созданному Петром Великим городу его изначальное качество «окна в Европу», по выражению Пушкина, и стать на какое-то время окном в Париж»

И хотя сама по себе история культурных и политических взаимоотношений России и Франции непроста, события войны 1812 года не разрушили взаимной внутренней симпатии двух народов друг к другу, а французское общество имело огромное влияние на жизнь культурной элиты царской России. Определение, данное этим отношениям директором Государственного Эрмитажа Михаилом Пиотровским, можно назвать лейтмотивом выставки: «Россия и Франция были связаны единой судьбой, определявшей многое не только в их жизни. Две империи оказались одновременно и параллельными друг другу, и очень разными. Историки рассказывают об этом длинными фразами. Искусство наглядно показывает это без слов. Культурное сродство, заложенное веком Просвещения, оказалось не просто сильнее политической вражды». Примерно две трети из 300 представленных на выставке экспонатов (организаторы утверждали, что совпадение с количеством юбилейных лет абсолютно случайно) были представлены Государственным Эрмитажем. Другие крупнейшие музеи, принявшие участие в мероприятии это – Музей Кремля, Павловска, Государственный Исторический музей и Государственный Архив РФ. Среди включенных в экспозицию были предметы, ранее никогда не покидавшие территорию России и при этом служащие ярким примером неоднозначности отношений между Россией и Францией. Так, гигантская двухметровая ваза «Россия» в родившемся на стыке войны и мира стиле ампир была заказана царской семьей к 15-летию празднования победы над Наполеоном, но работали над ней французы на Императорском фарфоровом заводе в Петербурге, считавшиеся лучшими мастерами в этом деле. 

Несмотря на военное противостояние и одержанную императором Александром I победу над Наполеоном, культуры России и Франции XIX века были тесно переплетены. Ведущие французские архитекторы и художники: Огюст Монферран, Шарль Персье, Пьер-Франсуа Фонтен, служили источником вдохновения русских мастеров. В то же время французские мастера проявляли удивительный интерес к русскому царю, размещая его портреты на камеях, тканях, чашках, гравюрах.

Выставка в Париже вызвала большой интерес среди публики и еще раз показала, что язык искусства способствуют сближению и пониманию.