Образование для местного сообщества

rozenbrand.jpgМарлеен Розенбранд, заведующая образовательными программами Зееус-музей (Zeeuws Museum), Мидделбург (Нидерланды).

Зееус-музей расположен на юге Нидерландов, рядом с морем, в Мидделбурге. В этом городе живет около 380 тыс. жителей. За последние несколько лет численность населения упала. Молодежь из нашего региона уезжает учиться в крупные города и не возвращается в провинцию. Благодаря тому, что город расположен на берегу моря, у нас очень много туристов, которые и являются потенциальными посетителями нашего музея.

Зееус — это музей регионального подчинения, мы работаем на полусубсидированной основе и выполняем функции, определяемые культурной политикой нашей провинции, Зеландии. Провинция считает культуру своей приоритетной задачей. Культура влияет на бизнес-климат региона, качество жизни и туристическую привлекательность Зеландии.
Наша миссия вполне соответствует определению Международного совета музеев (ICOM): музей должен хранить, сберегать, исследовать, образовывать и экспонировать материальные и культурные ценности Зеландии. Мы кое-что добавили в нашу модель: музей должен производить культурное наследие для будущих поколений.
И поэтому школы являются важной целевой группой для нашего музея. У нас часто проходят экскурсии для школьников. Во всех наших проектах мы придерживаемся принципа: музей не только дает знания, но и приносит удовольствие. Мы надеемся, что пять характеристик современного музея — информативность, экспрессивность, аттрактивность, репрезентативность и интерактивность — доступны нашим посетителям.

Да, мы следуем ключевым задачам, поставленным Министерством образования, но они не являются ведущими в наших проектах. Мы стараемся помочь детям осознать свою культурную принадлежность. Мы говорим им, что нет универсальной правды, мир огромный, и в нем есть, на что посмотреть.

Для детей от 4 до 12 лет (это возраст учеников младших классов в Нидерландах) у нас есть проект «Зееус-музей в школах». Ученики не всех провинциальных школ могут нас посетить. Поэтому мы создали проект, в рамках которого мы сами приносим экспонаты в школы. Строго говоря, это 16 разных проектов с разными экспоната-ми, которые мы приносим в разные классы. Это могут быть яйца из нашей большой коллекции яиц морских птиц или кораллы — для населения Зеландии ожерелья из кораллов были традиционным украшением. Мы рассказываем истории о красном коралле. Дети узнают историю предметов, и посредством этого историю региона. Но история нашей провинции неотделима от истории всего мира, потому что начиная с XVII века жители Зеландии много путешествовали, и благодаря этому в нашем музее есть большая этнографическая коллекция. И мы рассказываем школьникам истории этих экспонатов.
Zeeuws1.jpgZeeuws2.jpg

Для индивидуальных посетителей мы проводим детские воркшопы. Мы называем их магической музейной лабораторией. Наша коллекция очень разнородна, поэтому каждый раз дети узнают понемногу о нашей коллекции и об истории Зеландии. Наш музей расположен рядом с заливом, где можно найти песчаники с окаменелостями, поэтому мы даем детям немного глины, и наши эксперты объясняют школьникам, как можно найти окаменелости и сделать с них слепки, небольшие копии, которые дети могут забрать с собой. Кроме того, мы даем возможность детям и их родителям отпраздновать день рождения, делая слепки, для нас это еще и способ немного подзаработать.

Ученики в возрасте 13–18 лет в основном приходят со школьными экскурсиями. Для этих школьников у нас разработана программа про национальную принадлежность, она называется «Я, я и еще раз я». В рамках этой программы мы издали небольшие книжки. 

Но мы образовываем не только детей, а всех посетителей. Например, выставка «На счет раз, на счет два» рассказывает о коллекционировании. Мы издали журнал, подобный Elle или Cosmopolitan, о коллекционировании, аукционах, коллекционерах в лицах, сделали видео для Youtube, открытки. На выставке показываем предмет, назначение которого сразу непонятно, и просим публику помочь нам определить, что это. 

И конечно, нельзя работать с местным сообществом, если не сотрудничать с учителями. Мы запустили обучение для учителей в нашем музее и устраиваем для них встречи. Мы приглашаем учителей на предпоказы будущих выставок и демонстрируем наши образовательные материалы. В результате учителя лучше понимают, чем мы занимаемся, и некоторые программы мы создаем вместе.