Вопросы художественного образования и воспитания в музее

Вернуться ко списку новостей

Вторая неделя стажировки

21 – 27 ноября

Вторая неделя стажировки была столь же насыщенной, как первая. Началась она с посещения уроков по программе «Здравствуй, музей!» в школе №43 в Приморском районе города и гимназии при Русском музее. Стили проведения уроков Т.Н. Зайцевой и О.В. Костенковой разные, и это замечательная возможность наблюдать индивидуальное прочтение программы. Но объединяло уроки одно – свобода, доброжелательность, умение слушать другого, работать в группа�, интерес, естественное обращение к впечатлениям и знаниям, полученным на занятиях в музее. Оба урока – прекрасное подтверждение слаженности разговора в школе с учителем и на экспозиции с музейным педагогом.

Встреча с Е.В. Старостенко, заведующей сектором музейно-образовательных технологий, - разговор об обновлении дистанционных курсов - популярной у нас форме образования: старшеклассники и студенты, о создании курса для школьников среднего звена, о содержании портала, онлайн-конкурса�, пополнении видео-страницы, о нашем участии на странице форума.

Знакомство с богатейшим Фондом детского творчества! Около четырех тысяч отечественных и зарубежных детских работ, созданных в период с 1906 года до наших дней. Проводник – Мария Литвинова, заведующая сектором детского творчества. Сотый раз повторяю себе: насколько здорово всё увидеть своими глазами и услышать мгновенно включающиеся подробные комментарии специалиста. Отличная возможность для будущих совместных выставочных проектов. В том числе и становящихся традиционными выставок-пространств для игры и размышления, идущих вслед «взрослым» из Русского музея. Связи налажены, состав Фонда ясен – к работе!

Е.Н. Елиференко, старший научный сотрудник сектора детского творчества, - об интереснейшем опыте участия в IX Международном фестивале «Императорские сады России», поэтапной работе: проекты-эскизы юных художников «Там, на неведомых дорожках…», отбор, воплощение в масштабных ярких арт-объектах. Вдохновляющий рассказ, отличная идея, пример в работе. Уже несколько лет Елена Николаевна ведёт курс «Математика и изобразительное искусство». Программа эта интересна и учителям, и школьникам. Ребята занимаются изучением математических законов в произведения изобразительного искусства и архитектуры, готовят самостоятельные проекты, рисуют, фотографируют, занимаются компьютерной графикой. Возможна интересная форма сотрудничества с казанским математическим лицеем.

 

Содержательная, с прицелом на совместную последующую работу встреча с Е.В. Петровой, специалистом по музейно-образовательной деятельности. Екатерина Владимировна - методист-организатор конкурсных гуманитарных чтений старшеклассников «Музей. Искусство. Культура».  Это ежегодный обновляющийся проект, направленный на поддержку талантливой молодежи Санкт-Петербурга и Ленинградской области, для школьников 9-11 классов. Чтения включают в себя конкурсные и внеконкурсные номинации, проходят в несколько этапов. Нам предложили присоединиться к участию в конкурсе, продумать собственный компонент. Стажировка сделала возможным живое обсуждение всех нюансов, вариантов присоединения к проекту. Также Е.В. Петрова рассказала о проведении уже XVI межпредметной олимпиады «Русский музей во дворцах и в Интернете», объединяющей учебные предметы (информатика, литература, история Отечества, музыка), музейно-педагогические программы, внешкольный досуг обучающихся. Пилотные классы казанских учеников в прошлом году успешно участвовали в олимпиаде Русского музея, но это была лишь начальная школа. Участие наших старшеклассников в первом онлайн и обращенном к собственной коллекции офлайн-турах стало бы хорошей новой составляющей работы, тем более что выставки из собрания Русского музея регулярны – два раза в год. Много созвучного нашей работе в программе мини-абонемента Е.В. Петровой «Образ семьи в русской живописи». Думаю, подобный абонемент будет очень востребован и у нас. Кружки «Музеи мира в сети», «Арт-эрудит», «Вокруг света с мольбертом» для моих коллег – пример диалога с современным подростком, будущее обогащение содержания наших музейных встреч. Договорились о консультациях и скайп-диалогах.

Современное искусство в музее – с чем работаем мало, чему надо учиться. Вдохновляющее знакомство с Ксенией Шафроненко, подробное знакомство с мини-абонементом «Я_художник», занятия на основной экспозиции и музея Людвиг, в студиях Центра. Воочию всё, заявленное в описании: интерес к творчеству, расширение представлений об искусстве, знакомство с разными современными художественными техниками. Будем дружить, нацелены на встречу в Казани.

Два впечатляющих дня: защита авторских проектов старшеклассников - мини-абонемент «Логин и пароль к современному искусству» А.Г. Бойко, ведущего методиста музея. Замечательно, что всего лишь три предыдущих занятия привели ребят к такой серьёзной работе. Видно, как единодушно работают учителя, школьники и руководитель, какая мощная проведена офлайн и онлайн работа за короткий срок. Во многих случаях импульсом послужили конкретные произведения, о которых говорили на экспозиции музея Людвига (Мраморный дворец).  Темы выбраны разные, способы представления тоже: презентация-исследование, коллективный перформанс, видео-интервью. Объединяет одно: личная интонация, интерес к современному искусству, убеждённость, что оно говорит с нами о сегодняшнем и непреходящем.

Ежедневно: различные экскурсии на основной экспозиции для учащихся начальной школы (А.В. Зуева, А.А. Курочкина, А.В. Тимофеева); для школьников среднего звена; для старшеклассников как часть подготовки к метапредметной олимпиаде - 12 школ города, несколько музеев (О.Р. Лузе, Е.В. Петрова). Продолжение знакомства с творчеством В. Кандинского: занятия с детьми на выставке (К. Шафроненко, А. Пейчева), методическое занятие (А.Г. Бойко).

Итоговый разговор с О.Р. Лузе, систематизировавший все паззлы погружения в работу Центра: о музейно-педагогической деятельности и сотрудничестве с образовательными учреждениями (разработка программ, их реализация, курсы повышения квалификации), детском творчестве, информационно-образовательных проектах; о совместной работе с психологами, художниками, театральными режиссерами; о важности обратной связи с учреждениями системой образования и корректировке программ, Фестивале музейно-педагогических достижений 2014 года; о введении музейно-педагогических модулей в школьный курс МХК, содержательном  встраивании программы «Здравствуй, музей!» во внеурочную деятельность среднего звена, в проекты комитета образования; элективных курсах; о работе с одарёнными детьми – центр «Интеллект» (Лисий Нос). Продумать у нас: опыт неформального разговора через произведения изобразительного искусства – школьный курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России». Значимый опыт – работа Мобильного образовательного центра, включающая специально созданные совместно с Виртуальным филиалом программы для школьников, их родителей, учителей (Ленинградская область). В действительности: пакет готовых рецептов и варианты адаптации к нашим условиям.

Везу новую методическую литературу, с огромным количеством гиперссылок - впечатлений, импульсов, идей – в голове.