Вопросы художественного образования и воспитания в музее

Вернуться ко списку новостей

Первая неделя стажировки

14 – 20 ноября

Центр музейной педагогики и детского творчества Русского музея – отлаженная живая система. Система, постоянно действующая, потому соблюсти заранее предполагаемый регламент сложно: все – в беспрерывной активной работе, в том числе – выездной. Тем более подкупающи открытость коллег, желание пойти тебе навстречу, не единожды потратить на общение время. На первой же встрече с Б.А. Столяровым, руководителем стажировки, заведующим отделом «Российский центр музейной педагогики и детского творчества», была откорректирована программа, намечены сроки встреч и передвижений. Была создана гибкая схема получения консультаций специалистов в секторах и выстроена практическая часть: экскурсии и занятия на экспозиции, школьные уроки, мастер-классы, кружки. Какая-то часть вопросов нашла исчерпывающие ответы в течение первой недели стажировки, другая ждёт своего завершающего пополнения на следующей.

Итак, «Здравствуй, музей!» Казалось бы, нечего обсуждать - прочно существующая более десятка лет и бесспорно положительно утвердившая себя программа, методические пособия которой - почётная часть нашей библиотеки.  Вроде бы всё прозрачно, ясно и доступно. Но как это всегда бывает, личные истории периода разработки и внедрения, услышанные в тесном общении, когда есть возможность попутно задать самые мелкие вопросы и получить на них исчерпывающие ответы, очень важны и порой говорят больше, чем печатные рекомендации. Знакомые проблемы: желание учителя работать и одновременно боязнь, несовпадение стремлений администрации и педагогов. О.Р. Лузе, заведующая сектором по связям с образовательными учреждениями,  и Л.А. Гольтякова, ведущий специалист отдела, подробно поделились собственным опытом. Зная о нашем замкнутом круге диалога с системой образования, коллеги убеждённо посоветовали переориентироваться: с обязательных уроков - к вводу программы во внеурочную деятельность. За последние два года, по их словам, «Здравствуй, музей!» переживает в Петербурге второе рождение, так как полностью отвечает всем запросам нового образовательного стандарта. Приток школ, желающих ввести её в обязательную внеурочную деятельность, необычаен, запрос огромен. Разделы программы выгодно вписываются в работу над различными ежегодными проектами Комитета образования. Коллеги настоятельно призвали к перезагрузке направления переговоров с системой образования нашего города, поделились опытом проведения семинаров, консультаций, музейно-педагогических мастерских.

Всё, связанное с начальной школой - подробно, конкретно и ёмко – было разъяснено Людмилой Андреевной Гольтяковой. Ею составлена «Музейно-педагогическая программа для начальной школы «Мир музея» в контексте интеграции с Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования». Готовая, выверенная программа внеурочной деятельности – неоценимое подспорье для учителя начальных классов и, конечно, для нас самих.

Серия занятий на экспозиции со школьниками, у которых эта программа – часть урочной сетки или составляющая внеурочной деятельности, показала мечту каждого музейного педагога: активный диалог, неподдельный интерес, существование детей в музее -  в «своём» пространстве, порой со знакомыми образами, порой с «заглядыванием» в перспективу новых знаний и впечатлений. Азбучная истина, но как ярко видно со стороны: последовательная работа даёт самые важные плоды.

Подробнейший разговор с Анной Валентиновной Зуевой, ведущим специалистом отдела, о программе «Здравствуй, музей!» для дошкольников решит многие наши проблемы. Особенности методики проведения занятий в детском саду, нюансы их связей с последующими музейными встречами, а главное, верное встраивание в современную образовательную систему, знание документов – по мере обсуждения понималось, что нехватка компетентности, нашей, музейной, – часто причина недопонимания и неуспеха. Внятные рекомендации по проведению семинаров, музейно-педагогических мастерских - «погружений», мастер-классов очень своевременны.

Но как важно для музейщика увидеть всё на практике! Серия занятий «По морям, по волнам»» в детском саду при Русском музее от Ю.В. Кондратовой была замечательной возможностью через одну тему увидеть всю систему работы педагога. Мастерская организация занятия, виртуозное владение вниманием детей, их интерес и свобода подкупали. Юлия Владимировна проконсультировала по всем интересующим вопросам – багаж пополнился, и мы договорились сотрудничать онлайн.

Следующей темой были музейные кружки. А.А. Курочкина познакомила с обширной работой Центра: разный возраст, разное содержание. Было важным подметить схожие с нашими направления работы, но главной была возможность в режиме офф-лайн увидеть индивидуальный почерк каждого. «Тонкая материя» налаживания диалога с ребёнком у каждого своя, и наблюдения за работой других порой заменяют прочитанные тома. Было, например, замечательно наблюдать кружковцев разного возраста на выставке Кандинского – взращенное музейное племя!Каждое занятие сопровождалось насыщенной по содержанию консультацией. В Казань коллегам везу многое.

Музейные мини-абонементы, большая часть которых создана для семейной аудитории – то, чего нам так не хватает (запрос от семьи огромный, количество кружков ограничено). Мини-абонементы (13 вариантов), тематика программ которых охватывает все коллекции Русского музея: от древнерусской живописи до современного искусства, - это циклы из четырёх занятий, сочетающие работу на экспозиции и в студиях. Опыт, которым поделились авторы циклов, насущно необходим нашему музею. Программы с подробными рекомендациями коллег везу в Казань.

В пятницу коллеги открыли выставку «Мой любимый музей» из Фонда детского рисунка Центра – красивые работы: весь Русский музей глазами ребят, замечательное выставочное пространство, игровое занятие для школьников, приглашенных на открытие, свободный разговор и мастер-класс «Портрет. Пастель». Следующая неделя начнётся с обсуждения возможности совместных выставочных проектов.

Неделя показалась по быстроте равной одному дню, а по насыщенности - году!