Музейный дизайн: право на город

Лилия Кашенцева

Руководитель проекта

E-mail: velucha@mail.ru

Музейный дизайн: право на город

Проект-победитель 2015 года

ТИАМ - самый юный тульский музей. Ему и есть-то два года. Едва возникнув, он стал владельцем трех исторических зданий в самом центре города, тоже, кстати, историческом. Вместе с домами у музея появились соседи: многочисленные фирмы, которые активно рекламируют свои достоинства. Достоинства подчас сомнительны, но бизнесменов понять можно. У них — рынок, им — не до культуры.

Поэтому фасадов у исторических зданий нет: их «съели» аляповатые местные и «брендоносные» иноземные вывески и рекламные конструкции. В условиях такого "визуального шума" любая тактичная «заявка» юного музея о своем существовании обречена (не тактичным музей быть не может, он — учреждение той самой культуры, не до которой всем). Но музею тоже нужна вывеска! Он тоже живет в условиях рынка, у него должен быть «читабельный» имидж, и в этом - его здоровая корысть.

Однако, проект не о том, как «растолкать» конкурентов . В условиях безудержной торговой экспансии не только музей, но и архитектура ушедших столетий, и сам город оказываются вытесненными из современного культурного контекста. Тула, несмотря на беспрецедентный набор аттрактивных качеств (оружие, самовары, пряники, гармонь, Кремль, яснополянский Гений, Поле битвы), не может явить потенциальным визитерам свой внятный образ: его застят рекламные личины и общие места индустрии развлечений. Хорошо, что торговля и развлечения есть. Плохо, что Тулы нет. Музей ставит перед собой, возможно, непосильную задачу: попытаться «вернуть» городу его архитектуру, его аутентичный внешний облик.

На средства гранта будет разработана Архитектурно-художественная концепция размещения информационных конструкций для городского квартала, расположенного в историческом центре города. Она должна создать первый для Тулы прецедент не только организации, но и кодификации правил размещения «наружки» на фасадах исторических зданий.

Концепцию будет разрабатывать российский дизайнер, академик Академии графического дизайна, член Союза дизайнеров России, член Международной ассоциации AGI (Alliance Graphigue Internationale) Юрий Сурков.

Работу над концепцией будет предварять музейное исследование, предметом которого станет шрифтовая культура Тулы конца XIX - начала ХХ веков: образцы вывесок, газетной рекламы, театральных афиш, клейм, пряничных досок и пр. Проект ориентируется на местные традиции: актуальный дизайн должен «питаться» историей, только в этом случае возможно новое высказывание.

По итогам исследования будет организована выставка. А также состоятся: предъявление концепции, серия лекций об урбанистике, городском дизайне и навигации, круглый стол по теме проекта для представителей администрации, органов охраны памятников, архитекторов, дизайнеров, бизнесменов. На средства гранта будут изготовлены и смонтированы вывески музея на зданиях №№ 25, 27, 31 по проспекту Ленина.

Свое участие в проекте подтвердили ЗАО "АККОРД" и  ООО "Медиа" (изготовление и монтаж за счет собственных средств вывесок согласно новой концепции); ГУК ТО "Центр по охране и использованию памятников истории и культуры" (консультационная помощь по исполнению законодательства РФ в области охраны и использования объектов культурного наследия), типография "Борус" (предоставление изображений для исследований).

"Музейный десант" в "Старой тульской аптеке"

Проект-победитель 2015 года

На средства гранта в Тульский историко-архитектурный музей будет приглашена команда музейных проектировщиков: Евгений Стрелков (Нижний Новгород), Александр и Ольга Филимоновы (Самара), Константин Богданов (Санкт-Петербург), Андрей Суздалев (Москва). Результатом работы команды должна стать рамочная концепция модернизации экспозиции "Старая тульская аптека".

Задачи, которые будут стоять перед проектировщиками: обновить содержание экспозиции, добавив новые разделы, демонстрирующие историю развития и современное состояние наук и технологий, которые можно обозначить как Life Sciences. Внедрить современные музейные технологии, с тем, чтобы сделать ее содержание доступным для посетителей. Максимально использовать имеющуюся коллекцию музея, разработать возможности дополнения выставки новыми экспонатами: научными объектами, произведениями современного искусства, мультимедиа и т.д.. Переформатировать работу экспозиции со зрительской аудиторией, адаптировать ее для различных категорий посетителей, предусмотреть создание коммуникационных, интерактивных, игровых зон.