Сибиряки вольные и невольные

Вернуться ко списку новостей

Опросник для потомков переселенцев

2013-11-02 00:00:00

Наш проект направлен на сбор, систематизацию и осмысление большого объема информации личного происхождения (личных, семейных историй).
Она уже поступает и будет поступать от людей, существенно отличающихся по степени знания семейной истории, по умению структурировать данные сведения, выделить главные и второстепенные сюжеты, "вписать" эти семейные истории в более широкий исторический и культурный контекст.
Это порождает необходимость создания некого инструментарий, ориентированного на формирование, анализ и последующее представление указанного разнородного информационного массива по единым правилам.
Для этих целей командой проекта составлен представленный ниже опросник, который уже используется для интервьюирования потомков вольных и невольных переселенцев в рамках "полевой" составляющей проекта, а в последствии ляжет в основу сокращенной анкеты на сайте проекта.
Мы будем признательны коллегам за любые замечания и предложения по содержанию и структуре данного текста, а также по методологии и методике применения этого инструментария!
   


Опросник для интервьюирования потомков  переселенцев в Сибирь
(Мы не ожидаем, что   интервьюируемые  смогут дать ответы на все вопросы, но будем благодарны за любую информацию, которой вы сможете поделиться.   Блок 1. Личность респондента и его семья.
  1. Имя, отчество,  фамилия (для женщин -  еще и девичья), год рождения, адрес, контактный телефон, электронный адрес, страница в социальных сетях, другие контакты. (Адрес и контактный телефон остаются только в архиве музея). Место рождения.
  2. Семейное положение,  супруги, дети. Образование, профессия, социальный статус.
  3. Место рождения,  имена и даты рождения, профессия и образовательный уровень родителей, бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек. Количество детей в каждом поколении. По мере возможности – имена и контактные данные родственников. Обратить внимание на детскую смертность: сколько детей из родившихся выросло (до 18 лет),   сколько детей родилось  до переезда,  а сколько – уже на новом месте?
  4. Место проживания бабушек-дедушек и родителей респондента. Название и краткая характеристика населенного пункта. Обратить внимание:  село или деревня,  если это село – то какая церковь в нем была или есть. Имелся ли в советское время сельсовет.
Блок 2. Столыпинские переселенцы. Кто и  как рассказывал респонденту  о   переселении? Был ли это сам переселенец или его дети? В каком возрасте был сам респондент?
2.1.  Личная история.
  1. Кто из семьи респондента был переселенцем?
  2. Откуда и куда он переселился, когда,  в каком возрасте. Был  ли  семейным или холостым человеком, переселялся   один или с родственниками?
  3. Переселялись ли в этой группе  его родственники по боковым линиям,  односельчане?
  4. С кем   была создана семья (был семейным на момент переселения,  взял  пару из своего села, взял пару из другого переселенческого села,    создал семью с   местными жителями.
2.2. Место жительства. 1. Откуда переселились? Большой ли это был населенный пункт? Что заставило переселиться?
2. Переселялись  наобум или предварительно  посылали ходока? Кто  был этот человек?
3. Поселились на новом, ранее незанятом месте или   подселились к  уже существующему поселению. Было ли оно   старым или создано несколькими годами ранее другими переселенцами.
4. Как было организовано  поселение? Было ли там общинное землевладение или хутора? Как распределялась земля: брали, кто сколько хотел, или    всей деревней распределяли наделы. Много ли было земли? Как возникло название населенного пункта? Что оно означает?
5. Как назывались   части поселения (улицы,  концы, хутора) и почему они так назывались?
2.3. Как была организована дорога? 1. Как добирались до Сибири? Ехали поездом (докуда?), по воде (откуда и докуда?), на своих подводах?  Есть ли воспоминания о том, как был организован быт в дороге (Если на поезде: Сколько человек ехало в вагоне? Было ли организовано питание? Медицинская помощь?; если самостоятельно: сколько времени занял переезд? Как был организован переезд (несколько семей ехали,   сами добирались, как организовывали питание,  отдых,  медицинскую помощь и т.д.).
2. Оказывала  ли поддержку  власть:  были ли ссуды? Какие? На что  их хватало? Помогали ли организовать водоснабжение? Выделяли ли деньги на строительство  церкви?  Были ли  ссуды на организацию школы?).
3. Были ли   люди, которые возвращались  на родину? Почему?
2.4. Как был организован быт по переселении? 1. В какое время года приехали? Какие дома строили   по приезде? Землянки, временные бараки? Как долго в них жили? Как строили постоянные дома? Сами или   помогали? Где брали лес на дома? Как было организовано водоснабжение?
2. Что входило в дом: жилье, хозяйственные постройки,  огород – если можно – нарисовать план дома и  усадьбы), далеко ли  от дома располагались  поля? Хорошая ли была земля? Пахали ли  все время одно и то же поле, или время от времени  их переделяли между односельчанами? Как   оценивался достаток семьи до революции: (жили бедно,   на жизнь хватало,  как все жили,  достаточно жили,  были богатыми)? Какую скотину держали? Сколько? Что  случалось, если пала лошадь или корова? Давали ли на обзаведение хозяйством ссуды?
3. Как далеко находились дома соседей? В каких отношениях находились   с соседями? Помогали ли им в хозяйственных работах? Были ли среди соседей более богатые или более бедные? Почему  они были богаче/беднее остальных?
4. Был ли в населенном пункте храм? Если не было – где венчались, крестили детей, отпевали покойников? Была ли школа? Если нет -  где была и ходили ли туда дети из  вашей деревни?  Был ли лечебный пункт? Если не было – то  как решались проблемы в случае   заболевания? Родов? Был ли   человек, который оказывал медпомощь   или каждый справлялся сам? Была ли лавка? Кто ее держал?
2.5. Личное хозяйство. 1. Дом: из чего сделан? Сколько этажей (имелся ли подклет? Первый этаж? Был ли он жилой или  в нем  размещались хозяйственные  помещения?) План дома: сколько жилых помещений? Какая мебель стояла в доме? Кто ее делал? Сам хозяин, умелец на заказ или покупали, где? Украшали ли дом вышивками или ковриками? Кто  их делал?
2. Хозяйственные постройки: какие и где были расположены?
3. Поле:  чем обрабатывалось? Что выращивалось? Огород? Его размеры и что на нем выращивали?
4. Скотина: какой скот держали, сколько голов? Сколько  скота (коней, коров) надо было держать, чтобы считаться богатым?
5. Присваивающие промыслы: охота, рыбная ловля,  сбор дикоросов (ягоды, орех).
6. Промыслы и ремесла: производили ли   что-либо  на продажу или для личного пользования? Что изготавливалось  дома (пряжа, холст, обувь,   упряжь и т.д.), а что покупалось? Домашняя утварь (бочки, мебель, посуда) изготовлялись кем? Если не изготовлялись – откуда ее брали?  Кто изготовлял одежду? Обувь?
2.6. Повседневная жизнь. 1. Одежда: Как одевались мужчины и женщины? Изменилась ли одежда по переезде? Какая одежда считалась повседневной, а какая - праздничной? Была ли одежда особо модная? Была ли одежда, которую стеснялись носить? Прически: отличалась ли прическа холостых и   женатых, замужних и незамужних? Как? Покрывали ли  замужние  женщины голову или могли ходить с  непокрытой головой?
2. Питание? Сколько раз ели в день? Что ели? Какая еда готовилась на праздники?  Принято ли было употреблять спиртное в будни? На праздники? Что именно и сколько пили?
3. Отношения с другими селами. Были ли дружественные отношения или   соперничество? Были ли контакты с жителями старых сибирских деревень? Как относились   старожилы к переселенцам?
4. Организация  работы: как распределялись обязанности в семье? Кем?  Как проводилось свободное время? Какие праздники справлялись? Как?
2.7. Семейная жизнь. 1. Состав семьи:  наличие бабушек-дедушек, жили ли женатые братья в одном доме? По соседству?
2. Родители и дети. Сколько детей  бывало в семьях? Как менялось отношение к ребенку   по мере его взросления? С какого возраста ребенок считался взрослым? Что он должен был уметь к этому возрасту? Принято ли было   взрослым сыновьям жить с родителями или отселяться? Какой  авторитет был у родителей взрослых детей? 
3. Супружеские отношения. Как распределялись обязанности  по  дому между супругами. Какое было положение женщины в семье? Как относились к незамужней девушке? Во сколько  считалось приличным вступать в брак?  Какое положение было у молодой женщины?  Как строились отношения  между мужем и женой? Осуждалось ли грубое поведение мужа по отношению к жене? Как относились к  мужчине, который переселялся в дом жены? Какое поведение  супругов люди  одобряли? Осуждали? Как менялся статус женщины  по мере взросления ее детей?
4. Какие семейные праздники справлялись? Что делали, когда рождался ребенок? Праздновались ли  дни рождения у людей? Как играли свадьбы? Что делали, когда человек умирал:  отпевание, похороны, поминки, уход за могилой.
5. Какие праздники справлялись всем селом и как (церковные, советские, производственные)?
Блок  3.  Большая история и семейная история.
  1. Были ли в семье респондента участники  Первой мировой войны? Брали ли  на эту войну людей из  их населенного пункта?
  2. Как отразилась  на жизни семьи Гражданская война? На жизни населенного пункта?
  3. Как изменилась жизнь  населенного пункта и семьи в первые годы Советской власти? Помнят ли в семье продразверстку? Организовывались ли частные предприятия  в годы НЭПа?
  4. Помнятся ли в  семье события культурной революции? Организации ликбезов? Изб-читален? Закрытия  церквей? Принимали ли участие   в этих событиях   члены семьи? Односельчане? Как  относились  к этим событиям и участникам закрытий  церквей в семье? В населенном пункте?
  5. Когда в населенном пункте проводили коллективизацию? Какой колхоз  был в населенном пункте? Как к нему относились в семье? Были ли раскулаченные в семье? В деревне? За что раскулачили? Были ли случаи  убийства активистов? Как относились к активистам в семье?
  6. Кто из членов семьи был призван  на фронт в годы ВОВ? Когда?  Из односельчан? Где  работали  члены семьи в годы ВОВ?  Как был организован быт:  длительность рабочего  дня, выходные, питание, отопление домов и рабочих помещений? Как организовывался досуг? Продавали ли в город продукты питания, выращенные в частных хозяйствах? Обменивали ли на предметы быта? 
  7. Как был организован  быт населенного пункта после войны?  Когда  в населенном пункте  почувствовали, что жить стало легче? Какие реорганизации  колхозов/совхозов пережил населенный пункт? Где работали люди в  1950-е, 1960-е, 1970-е гг.? Насколько было распространено
  8. Изменения быта  в  годы Перестройки? Где стали работать люди  после   закрытия   колхозов/совхозов. Чем заняты сейчас?
  9. Как оцениваете состояние населенного пункта сейчас?

Блок 4. Семейные предания.
Здесь люди могут  рассказать   о событиях в жизни семьи, населенного пункта, которые не нашли отражения  в  основной части анкеты.