Old school. Народный куратор

Вернуться ко списку новостей

О важности атмосферы, культуре участия и сюрпризах

2018-02-01 00:00:00

Когда проект включает образовательную часть, сложно писать о впечатлениях и событиях каждый месяц. Знания и впечатления формируются постепенно, от лекции к лекции, и в определённый момент количество переходит в качество.

За прошедшие три месяца было сделано немало, ведь проектная команда состоит из первоклассных педагогов, им хочется как можно больше объяснить, большим поделиться. Разными способами формировалась база знаний будущих кураторов. Позади 60 лекционных часов и 10 тренингов, посещение более 10 выставок и участие во всех  крупных мероприятиях музея от региональных до городских: от Дней Эрмитажа и встречи с Михаилом Борисовичем Пиотровским (в качестве слушателей) до Ночи Искусств (в качестве экскурсоводов).

Мы говорим о культуре участия, подразумевая, что человек, пришедший в музей интуитивно знает всё, что знаем мы, и понимает все механизмы, которые обеспечивают работу музея с тем, что он презентует. Но в том-то и хитрость, что любая профессия накопила к текущему веку множество нюансов, а специализация привела к тому, что любой человек "окукливается" в своём деле, и пришедшие к нам медики, юристы и музыканты, будучи профессионалами, очень стесняются собственного мнения и вкуса - они уверены и сильны только в своём. Взгляд изнутри очень важен при подготовке кураторов. Он даёт знания, понимание и твёрдую почву под ногами. Не сразу, конечно, но спустя 6 месяцев от старта программы, мы получаем прекрасный результат, который воплощается в открытости ума и желании узнавать о современном искусстве, какие бы причудливые формы оно ни принимало.

Чтобы это произошло Екатерина Кудряшова, специалист по истории искусств, дочитала обширный курс, задача которого была объяснить, что многие классические произведения для своего времени были революционны. За возникновением стилей и отдельных произведений кроется идея художников или времени. Немного культурно хулиганили, потому что, когда речь идёт о XX веке, это невозможно не делать.

Некоторые темы, которые были предложены будущим кураторам, но по факту, собрали ещё и музейных сотрудников, которым тоже, если честно, очень интересно:

  • «Революция в искусстве и искусство Революции» Героический классицизм во Франции XIX века и Испании XVIII-XIX вв.
  • «Буря, натиск и Шекспир» Многоликий романтизм во Франции, Германии, Великобритании  XIX века. От Э. Делакруа до назарейцев и прерафаэлитов.
  • «Некоторые «измы» XX века» Фовизм, кубизм, экспрессионизм, сюрреализм, и главное: что же такое «модернизм» и «постмодернизм»

Ольга Гайдук, ведущий методист, углубила эти знания и расширила понимание через лекционный блок, посвящённый языку изобразительного искусства. То есть наши взрослые студенты начали не только знать "кто" и "когда" - то с чем приходит любой человек в музей, но и "зачем" и главное "как": "зачем художник вообще это сделал?" "как он добился наших эмоций?". Тренинги Юлии Лопаткиной закрепили эффект, потому что позволили увидеть, как одно и то же произведение способно проиллюстрировать порой очень разные темы. Так что фраза "о, боже, опять эта картина, мы её уже раз пять видели" больше не работает. И это хорошо :)

Вчера состоялась предпоследняя занятие в блоке, и в качестве лектора мы пригласили выпускницу СПбГУ (Институт философии, направление "Культура Италии") Александру Лопаткину с рассказом о современном искусстве и фестивалях современного искусства.  Это был рассказ о своём опыте, как зрителя, и о другой стороне - культурологической. "Вы привыкли в музее получать удовольствие, тут так не получится и не надейтесь" - сказала Александра и зал загудел. Лекция имела большой успех, что не пустой звук, потому что Александру окружили и требовали (в самом мирном смысле) продолжения. Этак картина - опровержение мнения, что молодёжи скучно со старшим поколением и не о чём говорить. Есть. Об искусстве. Спорить и соглашаться. И это прекрасно!

Нам вообще мало и мы уже решили продолжить курс после отчётной выставки. Пусть это будет сюрприз :)

Атмосфера сложившаяся во время курса - пожалуй, одна из главных ценностей проекта. Когда людям уютно, комфортно в музее, когда люди принимают музейную среду, они могут по-настоящему участвовать, полностью отдавать своё внимание и свободное время лекциям и тренингам, получать удовольствие от соучастия, происходящему в музее, и не чувствовать себя чужими на мероприятиях. Которые, нужно сказать, наши взрослые студенты посещают, приводя с собой друзей и родственников.  

Радостно видеть, когда музей становится не просто пространством с разнообразными выставками. Вчера же мы принимали первые зачётные эссе (раз будущие кураторы - студенты и у нас есть семестры, почему не быть зачётам?), и одна из самых активных будущих кураторов Тамара Михайловна Краснопёрова принесла стихотворение собственного сочинения, которое как нельзя лучше показывает, чем может стать музей для местного сообщества. Здесь, к сожалению, нельзя прикрепить видео, поэтому прикладываю текст и ссылку на фейсбук, где можно посмотреть выступление почти вживую и увидеть, как комфортно чувствуют себя будущие кураторы на занятиях. Эдакий кусочек атмосферы. Фотографии, которые сопровождают этот пост: с разных занятий, проходивших как аудиторно, так и на выставках. В общем, это фотоотчёт, который сделали сами будущие кураторы.

Заканчивается лекционный курс впереди глубокая работа с фондами. За февраль оформятся идеи и сформулируются концепции. Так мы думаем :) Ждём приезда эксперта и остаётся всего ничего до часа Х.

Этим проектная деятельность и хороша: самое интересное всегда впереди. Чего желаю и всем, кто читает пост!