Номинация "Музейный десант", название проекта: Расширенная рамочная концепция навигации по Казанскому кремлю, Навигация "Пространство возможностей"

Номинация "Музейный десант", название проекта: Расширенная рамочная концепция навигации по Казанскому кремлю, Навигация "Пространство возможностей"

Проект-победитель 2016 года

Программа: Музейный десант. Конкурс на поддержку программ межмузейного сотрудничества 2016

Номинация: Приглашение музейных проектировщиков и консультантов

Регион: Республика Татарстан

Руководитель проекта: Рустэм Забиров

Описание проекта

Расширенная рамочная концепция навигации по Казанскому кремлю

Навигация «Пространство возможностей»

Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Казанский Кремль»

 

  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
  2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА «КАЗАНСКИЙ КРЕМЛЬ» В КОНТЕКСТЕ НАВИГА­ЦИОННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ
  3. КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О НАВИГАЦИИ. ОСНОВНАЯ ИДЕЯ РАМОЧНОЙ КОНЦЕПЦИИ
  4. ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ «РАСШИРЕННОЙ РАМОЧНОЙ КОНЦЕПЦИИ НАВИГАЦИИ ПО КАЗАНСКОМУ КРЕМЛЮ»
  5. ЗНАЧЕНИЕ И НАЗНАЧЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ УРОВНЕЙ НАВИГАЦИИ - МАКРО, МИКРО, ВИРТУАЛЬНОЙ Приложение 1. Потенциальные возможности, связанные с введением предлагаемой навигации Приложение 2. Рекомендации по мероприятиям, связанным с введением новой навигации

 

1

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Цели:

  • повысить посещаемость музеев, расположенных на территории Казанского Кремля и входящих в об­ласть его юрисдикции;
  • создать привлекательные, комфортные условия посещения Казанского Кремля и повысить его при­влекательность для посетителей.

Задачи:

  • предоставить краткую информацию

о Казанском Кремле в целом и по отдельным комплексам Кремля;

  • предоставить информацию для выбора маршру­тов среди которых: (музейный, исторический, архи­тектурный, связанные с культовой архитектурой, с отдельными историческими периодами, комбиниро­ванные);
  • создать интуитивно понятную систему для ориен­тации на территории Казанского Кремля;
  • создать стильную систему для ориентации внутри объектов;
  • создание игрового пространства со своей систе­мой навигации;
  • определить стиль и рамки нестационарной (пар­тизанской) навигации, а так же создать условия для смены «событийной» навигации;
  • проинформировать о правилах посещения как Кремля, так и внутрикремлевских объектов;
  • проинформировать о необходимости сохранения объектов культурного наследия.

Проект «Музейный десант в Казанском Кремле»

предполагает разработку расширенной рамочной концепции навигации по Казанскому Кремлю и яв­ляется частью долгосрочного плана модернизации всего комплекса музея-заповедника. Перед пригла­шенной командой специалистов (3 человека) ста­вятся следующие задачи: разработать три основных уровня навигации: макро-уровень, позволяющий

сориентироваться на местности, получить краткую информацию и найти нужные объекты по выбран­ной тематике; микро-уровень, позволяющий ориен­тироваться внутри объекта; виртуальный - система OR-кодов, дополненная и виртуальная реальности. Необходимо найти единый модуль для всей нави­гационной системы, а также сделать ее понятной и доступной для всех возрастных групп посетителей и по возможности для людей с ограниченными воз­можностями (азбука Брайля).

2

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА «КАЗАНСКИЙ КРЕМЛЬ» В КОНТЕКСТЕ НАВИГАЦИ­ОННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ.

Обстоятельства места

  • Исследование функционирования Государ­ственного историко-архитектурного и художествен-

ного музея-заповедника «Казанский Кремль» пока­зало, что являясь сердцем города, республики, цен­тром притяжения для местных жителей и туристов, заповедник испытывает ряд сложностей, связанных с посещаемостью и наличием постоянной публики, с вниманием к этому месту молодежи.

Главной проблемой представляется низкая посеща­емость музеев Казанского кремля.

На территории Кремля действует регулярная ин­формационная система, построенная на исполь­зовании OR-кодов. Музеи Казанского кремля до­статочно хорошо оборудованы и не производят пресловутого впечатления «музея старой формации». Они располагают современными экспонатами, использующими весь спектр современных техноло­гий (дополненной и виртуальной реальности, тех­нологичного погружения, и т. д.)

Однако пока не найдено каналов и форм информа­ции, которые донесли бы до потенциальных зрите­лей адекватную информацию о них. Существующие же способы информирования публики отстают от содержания самих музеев.

  • Территория Кремля не воспринимается как об­щественное пространство в той мере, в какой он мог бы служить им — а этому способствуют боль­шая площадь, эстетическая и историческая привле­кательность, возможность круглосуточного посеще­ния Кремля. Во многом в этом виновато отсутствие необходимых элементов инфраструктуры, которая могла бы сделать регулярное, длительное пребыва­ние на территории Кремля интересным и востребо­ванным.
  • Территория Кремля отделена от жилой части города своеобразной зоной отчуждения - кварта­лами зданий, занятых административными и прави­тельственными учреждениями.
  • Кремль в информационном пространстве:

Дизайн официальной страницы Кремля (http://www. kazan-kremlin.ru) выглядит устаревшим, отсутствует языковое меню, большая часть информации дана на русском языке. На татарском — только лента но­востей. С социальными сетями Кремль работает регулярно, обновляет свои аккаунты на наиболее популярных ресурсах: 5 835 читателей страни­цы Заповедника в Facebook (https://www.facebook. com/kremlinmuseum), Twitter (https://twitter.com/ kazankremlin, 28 610 читателей), группа в социаль­ной сети «ВКонтакте» (https://vk.com/club9253143, количество подписчиков: 6 345). Блог в Живом жур­нале (http://kazan-kremlin.livejournal.co), не обновля­ется с 2011 года. В Instagram Кремля нет.

Музей сотрудничает с местными СМИ. Удачно ис­пользует административный ресурс.

  • В путеводителях по Казани и Татарстану, на ту­ристических картах - Кремль, а так же отдельные памятники и музеи, расположенные на его террито­рии, упоминаются в первую очередь. Некоторые пу­теводители отмечают как отдельную группу «Музеи Кремля».
  • Есть несколько постоянных групп посетителей музеев:
  • зрители регулярно посещающие открытие выста­вок и музейные мероприятия;
  • пенсионеры (в дни бесплатных посещений);
  • взрослые с детьми участвующие в мастер-классах.

Факультативно, с экскурсиями, Кремль и его музеи посещают школьники. Кроме того, ведется работа по включению уроков в программу школ на регу­лярной основе.

  • Кремль воспринимается туристами и жителями города как:
  • Исторический центр города.
  • Место власти.
  • Место религиозного культа для мусульман.
  • Место религиозного культа для православных христиан.
  • Место проведения праздников, фестивалей, игр

 

(этот образ должен стать важной составляющей но­вого взгляда на Кремль).

  • Казанский Кремль отличается наличием мно­гочисленной, мобильной группы экскурсоводов, аккредитованных Заповедником, способных про­водить экскурсии на нескольких языках (русский, татарский, иностранные). Их деятельность востре­бована, а сотрудничество с ними — финансово вы­годно Заповеднику.

У этого памятника множество других достоинств. Есть так же иные проблемы, требующие поиска ре­шений, но задача проекта «Расширенная рамочная концепция навигации по Казанскому кремлю» заклю­чается в решении обозначенного круга задач.

Первоначально для устранения этого ряда проблем планировалось создать новую систему навигации. При детальном изучении ситуации в Кремле, фокус сместился в более широкий спектр. Содержательно задача создания «навигации» расширилась до «Созда­ния нового образа (переинтерпретации) Кремля»

3

КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О НАВИГАЦИИ. ОСНОВНАЯ ИДЕЯ «РАМОЧНОЙ КОНЦЕПЦИИ»

  • Необходима навигация, позволяющая перепро­граммировать и зафиксировать новое позициони­рование Кремля в городской среде (как для мест­ной аудитории, так и туристов).
  • Необходима внутренняя навигация, где акцент сделан не только на указание положения музея, иного культурного объекта на территории Заповед­ника, но и на то, что происходит в обозначаемом месте.
  • Навигация должна включать в себя позицио­нирование территории Заповедника, как открыто­го общественного пространства. Места событий и возможностей. Как территории, где регулярно, по-

стоянно происходят значимые события, территории праздника.

  • Необходимо единство стилистики всех элемен­тов навигации. В том числе - традиционной «ука­зательной» макро навигации, решенной эксклюзив­ным способом.
  • Необходимо учитывать большую продолжи­тельность времени, требующегося для осмотра территории Кремля. Так как для полноценной экс­курсии по Заповеднику и для посещения музеев может понадобиться не одно посещение Кремля, необходимо предусмотреть стимул для возвраще­ния в Кремль — как туристам, так и жителям Казани (скидки, подарки, единые билеты, абонементы

и т. д.).

  • Необходимо сдвинуть время закрытия музеев (ежедневно или по фиксированным дням недели) ближе к вечеру.

 

4

ПУТИ И СПОСОБЫ РЕАЛИЗАЦИИ «РАСШИРЕННОЙ РАМОЧНОЙ КОНЦЕПЦИИ НАВИГАЦИИ ПО КАЗАН­СКОМУ КРЕМЛЮ»

Реализация навигации осуществляется одновре­менно и в одной стилистике на мета-, макро-, ми- кро-уровне, а так же в виртуальный и дополненной реальности Кремля.

Учитывая не только технологические тенденции, но и прогнозы рынка в этой области, акцент в высокотех­нологичных средствах навигации необходимо сде­лать на уникальности контента (связь с Кремлем и его историей) и эксклюзивной стилистике навигации.

Способы навигации:

  • Маяк (призывает)

Статичный объект над Кремлем (дирижабль, аэро­стат воздушный шар) высвечиваемый в темное вре­мя суток прожекторами с территории Кремля. Та­ким образом, став световым акцентом города, лучи

прожекторов будут оставаться таковыми и в отсут­ствии дирижабля.

Как знак, видимый из разны�, удаленных точек го­рода, «световой акцент» выносит навигацию за рамки Заповедника, в городскую среду. Знак будет служить навигационной точкой #, ориентиром для туристов, а так же постоянно напоминать казанцам о возможности посетить Кремль.

Лазерная проекция на объект позволит использо­вать его как информационный носитель.

Еще одна функция - маркировка Кремля как тер­ритории, где происходит событие. Места, где посе­тителя ждет праздник.

Это, по сути - начало навигации, вынесенное за пределы Кремля, ее «нулевой уровень».

  • Внешний указатель (приглашает)

Стилистически совпадающая с внутренней навига­цией система оповещения о возможностя�, связан­ных с посещением Кремля в порта�, на вокзала�, в транспорте, в торговых центра�, центрах развлече­ний.

  • Виртуальный и скрытый якорь (закрепляет)

Это модель «Другого Кремля» привлекательная для детей и подростков.

  • Игра, серия игр, возможно квест, реализуемый на территории Заповедника. Точки прохождения и ориентиры квеста — учреждения культуры, архи­тектурные памятники (в том числе утраченные и легендарные) на территории Кремля, а так же вре­менные локации - выставки, фестивали, места про­ведения мероприятий, специально оборудованные или обозначенные, а так же — отдельные экспонаты музеев. В сценарий реализации игры или прохож­дения квеста заложена необходимость посещения музеев Кремля.
  • Материальным носителем «другого Кремля» мо­гут стать фасады внутренних сооружений и стены кремля. Реализация этой части концепции возмож­на множеством разных средств. Например, «неви­димой» раскраской поверхностей (как фасадов, так и внешних стен), видимых только при определен­ном освещении. Это может быть единовременное глобальное проявление образа для большого числа публики, осуществляемое с помощью прожекторов.

А может быть индивидуальным - при наличии не­обходимого оборудования (ультрафиолетовые фо­нарики) у отдельных посетителей.

Средством создания образа «Другого Кремля» мо­жет быть так же технология видеомаппинга (3D mapping).

  • Материальный якорь (закрепляет)

Реализуется средствами «традиционной» Навига­ции. Это стилеобразующий, объединяющий, основ­ной элемент навигации, так как именно она - явля­ется визуальным маркером, нового образа воспри­ятия Кремля, а так же, всех остальных элементов навигации.

  • Графическое решение традиционной Навигации

ляжет в основу графического решения для веб-ди- зайна (как сайта Кремля, так и его представительств в соцсетях), и для графического решения дизайна цифровых элементов навигации.

  • В материальном воплощении Навигационные

точки помогут решить проблему наличия релакса­ционных зон на территории Кремля. Это место, где

можно отдохнуть, осмыслить уже увиденное и спо­койно проложить дальнейший маршрут.

Они так же станут носителями оборудования, необ­ходимого для виртуальной навигации неся на себе точки Wi-Fi и другое.

Обеспечат девайс-спокойствие посетителей в слу­чае размещения на ней точек зарядки смартфонов.

  • Философски решение Навигации объединяет ряд идей, важных для образа Казанского Кремля - как исторического места и современного музейного комплекса.
  • Намек на Декартову систему координат (�, у, z) сиг­нализирует о работе в 3D формате, о связи Навига­ции с нематериальными (цифровыми) носителями.
  • Наличие трех осей координат Навигации (�, у, z) сигнализирует о психологической комфортности во всей зоне ее действия, так как дает ощущение свобо­ды во всех трех измерениях — именно так, как ощу­щает себя человек в любом открытом пространстве.
  • Наличие рисунка-шва по всем трем осям стоек Навигации (�, у, z) отсылает к традиционным, уходя- «Татарский (Казанский) шов»

щим в далекое прошлое национальным атрибутам. «Татарский (Казанский) шов» - один из самых из­вестных и ярких маркеров традиционной культуры. В нашем случае он отсылает как к самому явлению, так и символизирует единство, синтез всех объек­тов Кремля.

  • Он же легко ложится на множество других уже устоявшихся в графических образов, присутствую­щих в Кремле (деление на зоны и т. д.)
  • Есть возможность использовать ракурсы, визуаль­но превращающие конструкцию в «стрелку».

То есть - опять же — намек на навигацию. Есть еще один визуальный эффект, который мог бы стать еще одним знаком (помимо ханской печати) новой на­вигационной системы - схематичное изображение навигационных «углов», расположенных по четырем углам условного здания - становится знаком «при­цела» современной цифровой камеры или знаком гео-локации.

  • Атрибуты (возвращают)

В качестве атрибута праздника и одновременно сувенира — посетитель получает на входе, напри-

 

мер, флажок, играющий роль входного билета на территорию учреждений, расположенных в Кремле. Это может быть и шарик, играющий роль «глобуса Кремля».

  • Атрибуты (возвышают)

В новой системе навигации есть возможность предусмотреть наличие элементов, работающих на границе декоративного и метафорического рядов, связанных с национальной и исторической идентич­ностью места. Так, текстовая составляющая может опираться (намекать) на связь татарского и русского языков, зонирование территории Кремля — на тра­диционный «татарский шов». Визуальная составля­ющая отсылает к таким традиционным практикам работы с изображениями и шрифтами, как шамаиль, нурани.

 

Неразрывная историческая связь между музейным артефактом и современностью

 

5

ЗНАЧЕНИЕ И НАЗНАЧЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ УРОВНЕЙ НАВИГАЦИИ - МАКРО, МИКРО, ВИРТУАЛЬНОЙ 5.0.      Нулевая

Видна со всего города. И даже за его пределами. Дирижабль (световой столб) — самая высокая точка Казани. Географический ориентир, гео-локацион- ная точка. Навигация, вынесенная за предел Крем­ля. Обещание навигации по Кремлю. Она, в то же время, намекает на виртуальность — преддверие «Кремля 2.0.»

  • Традиционная

Заметная, расположенная на ключевых («поворот­ных») пунктах маршрутов.

Имеет современный, «стильный» дизайн.

Указывает направление на ключевые точки, диффе­ренцированные по типу-цвету (и удаленности).

Показывает карту всего Заповедника.

Не вторгается в пространства Кремля, не нарушает перспектив, не является архитектурным элементом,

и, в то же время, служит постоянным напоминанием о том, что посетитель находится в месте сосредото­чия множества исторических памятников, музеев и других учреждений культуры. Побуждает к осмыс­ленному передвижению по территории Кремля.

Предусматривает чтение людьми с ограниченными возможностями.

Предусматривает наличие информации, необходи­мой для вызова экскурсовода (номер телефона экс­курсионного отдела).

  • Виртуальная

Действует для смартфонов и планшетов как бес­платное приложение.

Работает как навигатор.

Сообщает о близости музея или памятника архитек­туры.

Использует возможности дополненной реальности.

При близости музея или памятника архитектуры показывает фрагменты экспозиции, элементы инте­рьера, детали экстерьера.

Дает справку об объекте (историческую), правилах посещения, контенте.

Всплывающие подсказки - информация об объек­та�, о возможном продолжении маршрута.

Виртуальная навигация по Кремлю может быть раз­бита на несколько категорий:

  • существующие памятники архитектуры;
  • утерянные памятники архитектуры и историче­ские постройки, включая снесенные стены и башни (путешествие в прошлое);
  • смешанные туры;
  • музеи, галереи, другие активности (познаватель- но-развлекательная).

Сюда же можно отнести новое решение вывесок музеев - на месте «вечных», медных табличек, должны появиться «живые», цифровые.

  • Игровая

Реализуется в ходе игры, например - квеста (ограничена рамками Заповедника):

  • настраивает на получение знаний по истории и топографии Кремля;
  • настраивает на посещение музеев;
  • настраивает на изучение отдельных экспонатов.
  • Контекстная

Навигация, связанная с содержанием и контентом музеев Кремля. Здесь возможны перемещения во времени — в разных масштабах - от десятилетий и столетий (Музей Государственности) миллиарды лет (Музей естественной истории). Так же - про­странственные перемещения - в масштабах самого кремля или республики

 

  • Микро

Микронавигация осуществляется с применением как реальны�, так и виртуальных средств.

На виртуальном уровне она интегрирована в при- ложение-навигатор или в игру-квест. В последнем случае пользователю необходимо посетить не­сколько сотен экспонатов, расположенных по всему Кремлю, в том числе в музея�, что стимулирует не только вдумчивое путешествие по территории за­поведника, но и вынуждает к посещению музеев.

В первом — у посетителя Кремля есть возможность увидеть на своем смартфоне трехмерную модель целого ряда экспонатов разных музеев, в то время, когда он находится в на территории Кремля. Пред­полагается, что будут оцифрованы и представлены в приложении те экспонаты, демонстрация которых уместна вне их стен и даст представление о темати­ческом разнообразии богатстве экспозиций музеев.

Здесь не стоит ограничиваться отдельными экс­понатами, есть возможность в любой точке Запо­ведника представить комплексную виртуальную модель значительной части Кремля. Например, QR код, расположенный на мостовой, при активации

 

на экране смартфона, дает развернутую картину — земля уходит из под ног экскурсанта, раскрыва­ясь на десятки метров в глубину. Где-то мы видим останки воина, который оживает, обрастает плотью, облачается в доспехи, и переносится в сторону Му­зея государственности или Кузни, в то время, как виртуально мы погружаемся глубже, «докапываясь» до геологических слоев, один из элементов которо­го занимает свое место в витрине Музее естествен­ной истории. Здесь же мы можем поднять голову (со смартфоном) ввер�, и увидеть тот уголок Вселен­ной, который подробнее нам удастся рассмотреть в другом зале того же музея. Там где это уместно, возможно приложение звукового файла, так как тек­стовые пояснения тут нежелательны. И так далее. Задача — «взорвать» территорию Заповедника, сделав ее абсолютно прозрачной и открытой.

Реальная (материальная) микронавигация внутри музеев, как и вся система навигации Кремля - сти­листически сопряжена с навигацией на территории кремля, представленной в эскизах. Графический и цветовой арсенал этой части навигации приспо­соблен для размещения на плоских носителя�, но в своих основных чертах сохраняет те же графиче­ские и идеологические принципы.

Приложение 1. Потенциальные возможности, свя­занные с введением предлагаемой навигации.

Предлагаемое концептуальное решение касается навигации в широком смысле. Таким образом, что включает в себя не только «навигационные» эле­менты, но элементы позиционирования и брендин­га, что отражено как в самом факте привлечения новых технологий, так и в эксклюзивном дизайнер- ско-графическом решении элементов навигации. Опираясь на ни�, можно рассматривать и решать другие аспекты развития Заповедника.

Приложение 2. Рекомендации по мероприятиям, связанным с введением новой навигации.

Полностью задача «создания нового образа» Крем­ля может быть решена только в комплексе с други­ми мероприятиями, такими, как:

  • систематическое сотрудничество со СМИ, систе­матический PR. Один из акцентов в этих областях должен быть сделан на позиционирование Кремля, как Музейного центра (территории, объединяющей девять объектов с музейной функцией);
  • более активное присутствие в соцсетях;
  • сотрудничество с другими творческим (креатив­ными) пространствами Казани;
  • регулярное проведение мероприятий, способных заинтересовать мобильные группы горожан;
  • работа по увеличению количества и росту числа групп посетителей, заинтересованных в регулярном посещении Кремля (см. п 2.6.);
  • присутствие на территории Кремля многофунк­циональных объектов общепита (куда можно зайти вечером, а днем - не только удовлетворить чувство голода, но и передохнуть в путешествии по Крем­лю; получить информацию для дальнейшего движе­ния, поделиться впечатлениями, залогиниться, от­править сэлфи в соцсети и т. д.);