В чем суть инноваций?
В апреле на базе нижегородского филиала Государственного центра современного искусства «Арсенал» состоялся промежуточный проектно-аналитический семинар для финалистов Х грантового конкурса «Меняющийся музей в меняю-щемся мире – 2013». Публикуем главные мысли обсуждения, к которому мы пригласили региональных координаторов: Татьяну Шишову (Санкт-Петербург и Ленинградская область), Любовь Кравчину (Центральный федеральный округ), Дениса Кузнецова (Северо-Западный федеральный округ), Татьяну Гафар (Южный федеральный округ и Северо-Кавказский округ), Марину Рупасову (Приволжский федеральный округ), Елену Ильину (Уральский федеральный округ), Марину Нургалиеву (Дальневосточный федеральный округ). Их мы попросили рассказать об инновациях в организации конкурса в этом году. Главным стали предварительные образователь-ные семинары для тех, кто только планировал подавать свои конкурсные заявки.

• Почему региональные семинары стали необходимым этапом развития конкурса 
У конкурса появилась постоянная аудитория из тех специалистов, которые уже что-то понимают в социо-культурном проектировании и пишут качественные заявки. А потому возникла опасность, что конкурс будет работать преимущественно с этой аудиторией, тогда как другие специалисты останутся в стороне. нужно было соединить эти два потока, что и удалось благодаря проведению региональных семинаров.

• Что нового привнесли региональные семинары
Раньше региональные координаторы приезжали на день и проводили мероприятие, которые длилось несколько часов,
главным образом рассказывая о конкурсе. Мы уходили от задачи доработки проектов, ибо за короткое время сделать это
было практически невозможно. Тогда было важно объяснить проектный язык, проектную логику, в частности, чем
проект отличается от текущей работы. Теперь появилась возможность работать на «расширение сознания». Семинар
инициирует деятельность и региональную коммуникацию, позволяет задуматься над проблемами развития своих музеев и межмузейного сотрудничества или, например, подумать, как сегодня сегментируется целевая аудитория. При этом мы не говорим, как правильно, а только обозначаем, какие существуют подходы, показываем инструментарий. А тот, кто хочет, тот черпает, и наиболее инициативные закономерно выходят в лидеры.

• Региональный семинар – импульс для работы над проектом

Теперь поводом для встречи и обсуждения проблем являются присланные на конкурс заявки, что заставляет аудиторию быть гораздо более активной. Поэтому основная задача состоит в том, чтобы организовывать коммуникацию, побуждать задавать «правильные» вопросы и критически оценить свою проектную идею, а потом доработать заявку. В уральском Федеральном округе, к примеру, на конкурс предполагалось подать 30 заявок, но после семинара их стало меньше: заявители, оценив свои заявки, поняли, что они просто-таки «рассыпались». Семинар позволяет осознать сложность составления заявки и в какой-то степени снимает вопрос, который часто задают координаторам, – «почему моя заявка не прошла?». многим становится ясно – почему. Авторы заявок начинают понимать, где «провалы», что они не смогли донести. Конечно, сейчас можно измерить эффект семинаров преимущественно с точки зрения количественных показателей, но через несколько лет возможно будет проанализировать, как изменилось качество заявок. однако уже сейчас очевидно, что от двух до трех финалистов конкурса – это участники семинаров, иными словами, около 30%.

• Значение семинара для развития сетевых проектов

Участники семинаров видят, что существуют сходные идеи, темы и направления деятельности. Они понимают, что для того чтобы сделать сильный проект с серьезным финансированием, нужно объединяться.

• Роль семинара для конкретного региона

За последние годы у нас потерялись огромные территории, к примеру, республика Коми, где около 60 музеев, или Вологодская область, от которой раньше не было ни одной заявки. оказалось, что достаточно приехать, провести один-два дня и пообщаться с коллегами, чтобы ситуация изменилась кардинально. Один из региональных семинаров проводился в 
Якутии, самом большом и протяженном регионе России, и к тому же наиболее труднодоступном. На нем возникла возможность общения «глаза в глаза», что определило значительно более высокий уровень доверия. участники имели возможность личных консультаций, обсуждения вопросов, которые их волнуют, а также им было очень важно показать коллегам свой музей. Всего в якутском семинаре участвовали около 80 человек, и только 30 из них приехали с заявками, 
а для остальных участие открывало редкую возможность профессиональных контактов и знакомства с новыми технологиями музейной деятельности. Музеи Якутии живут на огромном расстоянии друг от друга – восьми часов езды, пяти часов лета, семи дней на машине. Для музейщиков семинар стал хорошим поводом слететься с этой галактики на одну планету, выбраться в сообщество, оказаться в другой реальности. Их оторванность от других «галактик» очень
сильно довлеет, играет свою роль. у них есть утопические надежды на развитие туризма, тогда как более перспективно увидеть свою аудиторию в жителях собственных сел. И только в этом случае здесь могут через короткое время появиться два-три звездных проекта.

• Семинары не были и не могли быть типовыми

К каждому региону мы подходили по-особому. Для нас было важно, например, что в республике Коми взят курс на  развитие туризма, а, следовательно, и музеев. если Якутия – это галактика, то в Коми существуют целые созвездия – большие звезды (крупнеет столичные музеи) и малые. По отношению к этим малым музеям стоит задача не только научить писать заявки и участвовать в конкурсе (это формальная задача), но и показать, как можно общаться с внешним
миром, с местным сообществом.

• Региональный семинар и местная власть

Подобный семинар, когда приезжают эксперты, дают интервью, рассказывают о музейных проблемах, – это существенная поддержка музеев, укрепление их позиции в глазах местной власти. знаменательно, например, что в Якутии представители министерства культуры обратили особое внимание на это событие, приняли участие в семинаре, произносили речи. Поэтому очень верно, что при организации семинаров обязательно заключаются договора с региональными министерствами культуры. Хотя ситуация с министерствами в разных регионах различна. Иногда министерство стоит в стороне, не мешает, но и не помогает – такова ситуация, в частности, в Волгограде. В других случаях, как например, в Ростове, министерство требует, чтобы все участвовали в конкурсе, хотя при этом уровень заявок может быть низким. В этом году Кавказ получил квоты и продемонстрировал, наконец, активность. И одновременно выстроилась хорошая коммуникация с местными департаментами культуры.

• Как региональный семинар поддерживает репутацию конкурса

Для того чтобы в конкурсе участвовали люди, они должны быть убеждены в том, что это честный конкурс, особенно когда он имеет историю и огромный актив постоянных участников. семинары показывают «кухню», обнаруживают, как принимаются решения, что тянет на хорошую заявку, а что не тянет. В итоге становится понятно, что нет авторитетов и новичков, а есть конкурс идей. Благодаря этой открытости конкурс поддерживает свою репутацию честного соревнования хороших проектов.