РАСКРЫВАЯ МУЗЕЙ. Джейн Уикс для журнала МУЗЕЙ
В последние 15 лет музеи перевели свое внимание с экспонатов на аудиторию. В Великобритании, к примеру, из замкнутых, академически элитарных институций они превратились в дружелюбные, открытые обществу пространства.

Что же побудило их к таким серьезным переменам? Ключевым моментом стало решение на государственном уровне о введении бесплатного входа в большинство национальных музеев. До 2001 года, когда это произошло, многие национальные музеи брали плату за вход. С момента введения новых правил посещение национальных музеев выросло на 151%.

Еще одним фактором послужила Национальная лотерея, которая за последние 15 лет принесла сфере наследия более 977 миллионов. Организаторы пропагандируют широкое определение наследия, в том числе нематериального, и недавней истории: «Мы верим, что умение понять, оценить и разделить самые разные истории, мнения и точки зрения меняет жизнь и объединяет отдельных людей в уверенное, самодостаточное современное общество».

Проекты, получившие гранты Национальной лотереи, должны, помимо непосредственной работы
с наследием, включать образовательную составляющую или другую работу с широкой аудиторией. Сегодня можно с уверенностью сказать, что данная необходимость учитывать интересы публики при создании и реализации проектов в соответствии с требованиями Национальной лотереи кардинально изменила английские музеи.

Ничто так показательно не демонстрирует изменения в музеях, как их входные зоны. В XIX веке
музеи создавались так, чтобы одним своим видом внушать благоговейный страх, – впечатляющий
строгий фасад, похожий на банковский, и неизменный грандиозный лестничный марш, взлетающий к «недоступным» высотам. Для многих это было непреодолимым препятствием. Сегодня же новые или реконструированные музеи неизменно снабжены большой, часто стеклянной, легкодоступной входной зоной с дружелюбной подсветкой.

Музеи по своей собственной воле становятся социально открытыми пространствами, предоставляя свои площади и ресурсы для проведения торжеств. Многие музеи в Лондоне сегодня работают допоздна, устраивают различные вечерние мероприятия, предоставляя тем самым возможность посетить музей и насладиться его гостеприимством тем, кто не может оценить этого в течение дня. Музей привлекает посетителей встречами с интересными людьми, музыкальными выступлениями, фуршетами.

Корпоративное гостеприимство это сейчас большой генератор по привлечению публики в музеи: здесь возможно почти все – от неформальных приемов до официальных ужинов и свадебных торжеств. Кейтеринг также важная составляющая: многие музеи сегодня владеют ресторанами или кафе, расположенными на их собственной территории, которые при этом часто посещают люди, которые никогда в самом музее и не были.

Еще в недалеком прошлом музеи относили к своей аудитории исключительно хорошо образованных представителей среднего класса и их хорошо воспитанных детей, а в настоящее время музеи открывают двери для представителей всех возрастов и слоев общества, стремясь удовлетворить потребности всех. Новый Музей «Риверсайд» в ходе предварительных исследований выделил пять ключевых групп посетителей: семейная аудитория, школьные группы, подростки, дети до 5 лет и посетители с ограниченными возможностями восприятия (зрение, слух). Чтобы максимально раскрыть для них возможности музея, музей создал две тестовые группы, отдельно для маленьких детей и отдельно для подростков, состоящие из представителей каждой конкретной возрастной группы.

Организаторы программы «Дети в музеях» вручают призы самым приветливым по отношению к семейной аудитории музеям и призывают подписывать манифест программы. Уже более 200 музеев подписали манифест, гарантируя тем самым выполнение всех 20 его пунктов на практике (http://www.kidsinmuseums.org.uk).

Музеи стараются стать более социально открытыми и добраться до самых изолированных слоев общества: люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями, бедняки и безработные, беженцы и тюремные заключенные. Редингский музей (Беркшир, Великобритания) создал инновационную программу Еще в недалеком прошлом музеи относили к своей аудитории исключительно хорошо образованных представителей среднего класса и их хорошо воспитанных детей, а в настоящее время музеи открывают двери для представителей всех возрастов и слоев общества, стремясь удовлетворить потребности всех. Событие «Внутри голосов» («Inside Voices»), в рамках которой с музейными объектами знакомят молодых правонарушителей, а также используют для работы с писателями и поэтами, чтобы вдохновить их на создание новых произведений (www.readingmuseum.org.uk/schools/projects/inside-voices).

Общение музея и посетителей принимает все более драматический характер, например, он втя-
гивает посетителей в откровенные дебаты. В новой галерее Мирового города в Лондонском музее, где рассказывается история Лондона с 1950-х годов до наших дней, интерактивная «река» непрекращающихся перемен втягивает посетителя в жаркую дискуссию на самые разные темы, касающиеся современного городского развития, начиная от недостатка территории для кладбищ и заканчивая изменениями климата и связанными с этим новыми вызовами (www.museumoflondon.org.uk).

Девид Флеминг, директор Национальных музеев Ливерпуля, сказал: «Нет такого закона, который бы запрещал музею иметь собственное мнение», – и музеи в этом плане становятся все смелее. Недавние беспорядки в английских городах Ливерпуль и Лондон вдохновили музеи, находящиеся в зоне столкновений, на более активную работу с местным сообществом, чтобы дать ему возможность рассказать свою собственную историю.

Проект «Счастливый музей» (www.happymuseumproject.org) был создан, чтобы показать, как му-
зеи могут превышать свои традиционные обязанности по хранению коллекций и расширять возможности влияния на общество. Проект будет исследовать, как музеи могут помочь объединению людей, формированию у них чувства единения, взаимосвязи и удовлетворения,
используя свою социальную функцию и свое знакомство с мировым опытом.

Пришло время, когда человеку уже не обязательно самому идти в музей. Музей приходит к своим посетителям. Это может быть сделано в традиционном ключе, как, например, система передвижных экспонатов Редингского музея, известная более 120 лет, так называемый «музей взаймы». Музейная коллекция поделена на 2000 комплектов, которые можно взять «в аренду», чтобы показать в местных школах, больницах, домах престарелых (www.schoolloans.readingmuseum.org.uk).

Музейные сайты также претерпевают значительные изменения. Изначально сайты использовались исключительно для распространения информации. Теперь же интернет-ресурсы позволяют музеям вести прямой диалог со своими посетителями и развивать виртуальные взаимосвязи. Пока создавался новый Национальный музей Шотландии, его веб-сайт постоянно обновлял информацию о состоянии коллекции, там размещались фотографии с изображением экспонатов в новых галереях и видео, где музейные сотрудники обсуждают будущее нового музея. Теперь музей открыт, веб-сайт предоставляет посетителям возможность высказать свои впечатления и выложить фотографии (www.nms.ac.uk).

Социальные сети – Twitter, Facebook, фотогалереи на Flickr –позволяют одновременно общаться со своей постоянной публикой и выходить на новые слои целевой аудитории. Лондонский музей создал особое приложение для телефона, которое направляет пользователей к важным точкам Римской культуры в окрестностях английской столицы – амфитеатр и храм Митры, к примеру, – и оживляет картинку по средствам видео. Пользователи могут даже заняться «цифровой археологией», используя пальцы или дуя на свой iPhone (www.museumof london.org.uk/Resources/app/Streetmuseum-Londinium/index.html).

Этим летом были открыты сразу несколько новых музеев – в Эдинбурге, Ливерпуле, Глазго, Бристоле, Кардифе, Лондоне, Маргате и Уейкфилде.

Музей «Риверсайд» в Глазго открыт в июне этого года (www.glasgowlife.org.uk/museums/our-museums/riverside-museum/Pages/default.aspx). Автор архитектурного проекта – всемирно известный архитектор Заха Хадид, для которой данная работа стала первым реализованным объектом на территории Великобритании. Музей расположен на берегах реки Клайд и рассказывает историю индустрии кораблестроения, транспорта и технологий в Глазго. Огромное окно впускает в интерьер музея окружающий ландшафт, а экспозиция, несмотря на большой размер некоторых экспонатов, может легко трансформироваться. Музей стал настоящей визитной карточкой города, и с момента открытия его посетили полмиллиона человек.

Национальный музей Шотландии, наоборот, располагается в историческом здании, превратить которое в современное музейное пространство стоило 50 миллионов фунтов (www.nms.ac.uk/our_museums/national_museum.aspx). 16 новых галерей увеличили общественные пространства музея на 50%. Новые стеклянные лифты, эскалаторы и лестничные марши раскрыли музей навстречу посетителю. Были открыты также новый образовательный центр, новое кафе и большой музейный магазин.

Последние 15 лет кажутся теперь золотым веком для музеев в Великобритании. Будущее уже не столь радужно. За последнее время финансирование пятой части английских музеев было сокращено на 25%. Как сохранить динамику развития, приспосабливаясь к новым финансовым условиям и поддерживая при этом уровень, достигнутый музеями в последние 10 лет? Это новый грандиозный вызов, принять который предстоит музеям Великобритании.

(Перевод К. Новохатько. ИКОМ России)