Газета «Берег». Пещерное кино
Пещерное кино.

В архитектурно-археологическом музее-заповеднике «Дивногорье» открылась мультимедийная экспозиция «Лики меловых храмов».
  
В идеоэкскурсия по пещерной церкви Сицилийской иконы Божией Матери, одной из главных дивногорских достопримечательностей, появилась в перечне экскурсионных предложений благодаря проекту «Лики меловых храмов – реальные и мультимедийные». С этой разработкой в прошлом году музей-заповедник стал победителем VII грантового конкурса музейных проектов «Меняющийся музей в меняющемся мире», который проводит Благотворительный фонд В. Потанина; дивногорцы победили в номинации «Технологии музейной экспозиции». 

 Из искры – пламя
 – Идея проекта появилась давно, но поначалу мы планировали просто подготовить традиционную выставку по истории пещерных храмов, – рассказала директор музея-заповедника Марина Лылова. – Хотелось показать ее, что называется, во времени – с древности до наших дней: как рождаются и умирают традиции пещеростроительства. Но когда начали заниматься вопросом предметно – поняли: это такой огромный объем, который очень сложно разместить в каких-либо стенах. И тогда подумалось: а почему бы не приспособить наш замысел к храму, расположенному в Больших Дивах? Загромождать церковь музейными витринами не хотелось; при таком подходе гармония теряется. Да и невозможно разместить видеоряд в условиях высокой влажности, которой отличается пещерный храм. Так пришли к необходимости создания мультимедийной экспозиции. Директорские планы горячо поддержали сотрудники – в первую очередь заведующая отделом музея-заповедника Софья Кондратьева, которая и стала руководителем нового проекта. Насколько этот человек вник в тему и творчески ее развил, стало понятно при личном общении с Софьей Константиновной: именно она проводила для журналистов экскурсию по храму, «рассекретив» кучу интересных подробностей из его «жизни» – прошлой и настоящей. 

 Чудо вознесения
 От подножия меловой возвышенности к культовой пещере поднялись по лестнице – не сказать чтобы очень крутой, но длинной – как раз таки очень. Дорога, однако, не напрягла: когда с каждой очередной ступенькой вверх взору все больше открывается роскошная панорама зеленых окрестностей, пересеченная плавной лентой синей реки, усилий, потраченных на подъем, не замечаешь. Всем экскурсионным миром остановились перед входом в пещеру-церковь. И превратились в слух. – Согласно монастырским преданиям, первая пещерная церковь в этих местах, Больших Дивах, была вырыта двумя километрами выше по течению Тихой Сосны греческими монахами-иноками Ксенофонтом и Иосафом, – рассказывала Софья Константиновна. – По легенде, они приплыли сюда по реке, имея при себе древнюю святую икону Сицилийской Божией Матери; ее еще называют Исцелийской. Остановившись пообедать, иноки по окончании трапезы не нашли иконы на том месте, куда ее положили. Они, конечно, очень испугались, стали искать святыню – и увидели: икона вознеслась на меловой столб. Таким образом, поняли монахи, она сама указала место, которое будет оберегать от злых сил. И начали копать здесь пещеру. 

 Климат-контроль 
Место, однако, оказалось неспокойным: открытая со всех сторон, не защищенная никаким ландшафтным заслоном-щитом территория испытывала жестокие набеги крымских татар. И иноки перешли туда, где чувствовали себя в большей безопасности. В трех километрах от пещеры основали Дивногорский Свято-Успенский мужской монастырь, где также выкопали пещерный храм, который сейчас носит имя Рождества Иоанна Предтечи. Зайдя в меловую церковь, моментально оценили мы ее климатические особенности: температура – всегда постоянная, 10 градусов по Цельсию, независимо от того, сколько на улице. Живительная прохлада, чудесным образом сменившая «уличный» зной, воспринялась с огромным энтузиазмом: когда самочувствие комфортное, наука усваивается беспрепятственно. Тем более, такая интересная. Внутрипещерное путешествие – сначала реальное, потом виртуальное – началось для нас с прослушивания церковных песнопений: их исполнил хор Дивногорского Свято-Успенского мужского монастыря. В помощь поющим – совершенно дивная акустика храма: даже когда, по свидетельству нашего гида, там вытягивает ноты один человек, его пение воспринимается многоголосием. Настраивал на нужную волну и антураж – канонический для православной церкви, что принципиально; новый проект благословлен митрополитом Воронежским и Борисоглебским Сергием. Подсвечники с горящими свечами перед списками чудотворной Сицилийской иконы Божией Матери органично вписаны в отреставрированный интерьер церкви. Определенным образом подсвеченные (освещение – художественное!) меловые своды и арки подчеркнуто выразительны и таинственны. 

Здесь был Вася 
Сам пещерный «фильм» – та самая мультимедийная экспозиция – показывается не на традиционном экране. Изображение проецируется непосредственно на меловую стену в притворе храма; эффект – завораживающий. Психоэмоциональная зрительская отдача – адекватна ему. Кадр как бы мягко вибрирует на неровностях стены, подстраивается под некие запредельные частоты и камертоны: эдакая цивилизация вне цивилизации… Содержательно экскурсия освещает истоки христианского пещерного подвижничества от рождения Иисуса Христа в Вифлеемской пещере и римских катакомб до памятников пещерного зодчества Германии, Испании, Египта, Крыма. Повествует о том, что на территории нашей области, в меловых храмах Подонья, насчитывается более 50 культовых пещер, 16 из которых имеют подземные церкви. К сожалению, не каждая из них содержится достойным образом и может предстать перед экскурсантом в реальности; если, скажем, те же дивногорские святыни, Костомаровская Святоспасская обитель или Воскресенский Белогорский мужской монастырь имеют должный уход и защиту, то многие культовые пещерные сооружения такой заботы лишены. И пишут вкривь и вкось на древних стенах туристы-вандалы бесчисленные «здесь были мы»… Стыдно за такие наскальные художества, обидно за наше историческое наследие – бесхозное и обезображенное. А местами и вовсе стертое с лица земли – напрочь. 

 Свято место 
Видеоэкскурсия не просто знакомит посетителя с многообразием меловых пещерных храмов воронежской земли, но вплетает эти сведения в контекст общемировой истории строительства христианских пещерных сооружений. Архивные материалы и визуальный ряд дополняет соответствующее музыкальное сопровождение: колокольные переливы, церковные песнопения, духовная музыка. Стоит отметить, что виртуальная прогулка в мир пещер – первая в нашем регионе мультимедийная экспозиция – не нарушает привычной жизни и пространственной эстетики храма Сицилийской иконы Божией Матери, в котором посейчас проводятся богослужения (дважды в год). Напротив, она помогает сделать посещение храма более осмысленным и одухотворенным, поскольку предусматривает и практическое «освоение» самой церкви. Экскурсию, начинающуюся с демонстрации монашеских келий и трапезной, венчает проход по подземному Крестному ходу – узкому и низкому лабиринту, окольцовывающему церковное пространство. Идти по этому затейливому коридорчику несколько жутковато, но, по свидетельству аборигенов, никто еще при таком шествии не пострадал: свято место вредно не бывает.

Автор Анна Жидких
Источник - Воронежская общественно-политическая газета "Берег" № 65 (1347)