Музей. «Проектная культура для музейных специалистов: инновационный подход и здоровый консерватизм»
 7-10 апреля 2011г. состоялся образовательный семинар для полуфиналистов конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире»

Грантовый конкурс проектов «Меняющийся музей в меняющемся мире» существует на протяжении восьми лет, и многие его события приобретают значение для музейного сообщества. Одним из ключевых этапов конкурса является проектно-образовательный семинар для полуфиналистов, призванный повысить проектную культуру музейных специалистов. На семинаре происходит детальное знакомство с проектами и совместное обсуждение общих проблем при участии ведущих экспертов в области музейного проектирования. В результате полуфиналисты получают возможность доработать свои заявки и снова представить их на суд жюри.

С 7 по 10 апреля 2011 года в Ярославской области состоялся очередной проектно-образовательный семинар для полуфиналистов конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире». Для участия в нем были приглашены сорок девять авторов музейных проектов со всей России. Руководил семинаром Сергей Градировский, эксперты координировали работу в малых группах, проводили консультации, а также представляли актуальные музейные практики: для полуфиналистов была организована экспертная сессия под названием «Музей и общество. Основные контексты деятельности музея сегодня».

Об особенностях семинара для полуфиналистов рассказывает Наталья Юрьевна Самойленко, заместитель генерального директора Благотворительного фонда В. Потанина и руководитель программы «Меняющийся музей в меняющемся мире».


Наталья Юрьевна, что отличает семинар для полуфиналистов VIII грантового конкурса от семинаров предыдущих лет? 

Среди этапов конкурса семинар является наиболее устойчивой частью и меняется меньше всего, поскольку главная его задача - помочь доработать проекты. В нашем конкурсе побеждают как люди, у которых уже есть проектная культура, так и люди, впервые взявшиеся за проекты. Поэтому нам очень важно помочь новичкам.
Образовательное содержание семинара достаточно устойчивое. Конечно, могут обновляться приемы работы с идеями участников, но суть от этого не меняется. В последнее время на всех занятиях разбираются кейсы проектов, как в виде заявок, которые привозят участники семинара, так и в виде описания уже готовых удачных проектов-победителей прошлых лет.
Конечно, мы поддерживаем меняющиеся музеи, но музей, как бы он не менялся, будет оставаться консервативной организацией. Музеи работают с наследием, с прошлым, и эта работа должна выполняться бережно и аккуратно. В таком ракурсе здоровый консерватизм необходим.

Какие еще задачи стоят перед семинаром?

Другая задача, которую выполняет семинар - это помощь в приобретении навыков коммуникации в различных сферах. Если на первых семинарах мы уделяли этому вопросу незначительное внимание, то со временем нам стало ясно, что есть большая проблема, связанная с коммуникативными навыками участников семинара. Люди, работая над проектом, должны сплотить команду, убедить в своих идеях руководство, продвинуть свой проект в той среде, для которой он создается. И здесь очень важно, чтобы они были убедительны, могли просто и ясно донести свои идеи до аудитории. Поэтому большая часть семинара отводится именно развитию коммуникативных навыков наших участников.

В прошлом году семинар для полуфиналистов проходил в музее – усадьбе Ясная Поляна, в этом году – в Ярославской области. Чем определяется выбор места проведения семинаров?

Когда мы приглашаем специалистов из музеев разных городов, нам хочется собрать их в каком-то знаковом месте, чтобы они, приехав на семинар, могли увидеть интересные памятники, музеи, проекты. В этом году семинар проходил под Ярославлем, и участникам представилась возможность посмотреть, как реализован проект в Ярославском музее-заповеднике .(прим. Проект Ярославского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника «Тайна "Слова…", или "Слово о тайне"» победил в конкурсе «Меняющийся музей в меняющемся мире» в 2009 году.) Кроме того, для них была открыта церковь Ильи Пророка - полуфиналисты смогли увидеть один из величайших памятников русской культуры, и, я думаю, для них это было важно. От того, как сохранятся такие памятники, и что с ними происходит, зависит очень многое в нашей стране. 

На семинар собрались сорок девять музейных специалистов со всей страны. Можно ли на основе из конкурсных заявок или обсуждениях на семинаре говорить о каких-то тенденциях в развитии музейного сообщества?

Для конкурса единственный индикатор происходящего в музейной сфере - это изменение интереса к тем или иным номинациям. Поэтому нам сложно говорить о тенденциях развития всего музейного сообщества. Хотя можно, например, отметить угасание интереса к номинациям «Музей и технологии туризма» и «Партнерские музейные проекты». Это тревожный показатель.
Угасание интереса к туризму говорит о плохом развитии инфраструктуры и туристического бизнеса. Если придумать проект, неподкрепленный туристической инфраструктурой, из него мало что получится. В последние годы в заявки, которые нам подают на эту номинацию, мы ввели пункты, которые должны убедить нас, что для реализации туристической музейной существует необходимая инфраструктура.
Второй тенденцией является малое количество партнерских проектов. Это показатель того, что музеям в силу ряда обстоятельств не хватает сил активно выходить во внешнее пространство. Партнерские заявки – это показатель того, какое место в том или ином городе занимает музей. Если к нему есть интерес, то партнерские проекты становятся более интересными.

Многие участники семинара стремятся работать с мультимедийными формами, эксперты указывают на необходимость освоения музеями интернет-пространства. Что важно не забывать музеям в развитии этого направления?

Сейчас необходимо учитывать разные интересы и разные методы считывания информации. Двадцать лет назад главными развлечениями были поход в кино и просмотр телевизора, совсем иное дело – современная информационная среда, с ее огромными возможностями. Поэтому надо использовать Интернет для привлечения внимания к музеям и предоставления разнообразной информации для посетителей. Одновременно в век всеобщей виртуальности ценность музея возрастает. Ведь в нем хранятся реальные экспонаты, он может предложить общение с Настоящим. С этим возвращением к реальному миру музей должен тонко работать.

В дискуссиях на семинаре полуфиналисты не раз возвращались к проблеме работы с разными аудиториями и в частности, с семьями, которые постепенно возвращаются в музеи. Получается, что музей не всегда оказывается готов к работе такими посетителями.
Мне кажется, что нет ничего более естественного, чем поход в музей с семьей. Ненормальная ситуация, когда родители и дети сами по себе. Дискуссии вокруг семейного посещения музеев показывают, что какие-то важные вещи в нашей стране оказались забытыми. И увеличение доли семейных посещений – это знак, что в нашем обществе возрождаются естественные семейные ценности и что для современных родителей такая форма досуга становится нормой.
Музей увидел эту проблему и понял, что нужно развивать новые сервисы, начиная с бытовых. Чрезвычайно важно, чтобы посетители превращались в современном музее в «продвинутых пользователей». А это ведет к появлению новых типов экспозиции, где взрослый и ребенок сами находят интересную и нужную информацию. Общение с сотрудником музея, который может что-то рассказать и втянуть в какое-то действо - это уже приятное дополнение. Мечтаю о том, чтобы на место «одноразовых» музеев, куда ты пришел в школьные годы на обязательную экскурсию и потом много лет не испытываешь желания это мероприятие повторить, пришли музеи, где тебе было так интересно и комфортно, что хочется еще не раз придти сюда самому и с друзьями.

Существуют ли аудитории, к которым музеи еще не готовы?

Помимо поиска новых форм работы с семейной аудиторией музеи вспомнили о пенсионерах и студентах. Но есть аудитория, к который они еще не знают, как подступиться – это новые граждане России.
История страны – это в определенном смысле история постоянных миграций и переселений. Музей сейчас показывает картинку устойчивого состояния общества, а важно было бы показывать, что общество постоянно меняется и что это его нормальное состояние. Необходимо думать о том, каким образом расширять круг своих посетителей за счет мигрантов. А также не забывать о следующем этапе – работе с их детьми, которых важно включать в социальную среду разными способами, в том числе и приобщением к ценностям культурного наследия. Не научив новых граждан ценить культуру России, мы ее не сохраним.

Источник - журнал "Музей" №6//2011