RATA-news. « Сине-золотая слава Великого Новгорода»

Туристическими брендами Великий Новгород, не так давно провозглашенный «родиной России», явно не обижен. А с приближением 1150-летия русской государственности, которое будет отмечаться в будущем году, их становится все больше. Однако все они, так или иначе, связаны с древнерусскими страницами его прошлого. А большинство сувениров, продающихся ныне на берегах Волхова, как говорят сами туристы, абсолютно непрактично.

«Чего же вы хотите?», – спрашивают историки. И объясняют, после 1478 года, когда Новгород силой присоединили к Москве, он начал перевоплощаться из вполне самодостаточного государства в тихий и ничем не приметный уездный городок. Но – ничем ли? Например, в начале XX века на территории Новгородской губернии находилось шесть стекольных и фарфоровых заводов, преуспевающим владельцем которых был Иван Емельянович Кузнецов. Знаменит «кузнецовский фарфор» из Новгорода был и в советские времена – посуду с синим кобальтовым покрытием с золотым кантом и белым «нутром» знали по всей стране.

Сегодня его можно увидеть разве что в музеях, где 95% существующей коллекции новгородского фарфора для туристов недоступно. При этом в городе практически нет экспозиций с использованием современных музейных технологий. Однако в ближайшее время в Великом Новгороде в рамках известного проекта «Музей в меняющемся мире» появится экспозиционный цех с использованием нетрадиционных методов свето- и аудио-драматургии. Иными словами, посетители получат возможность перенестись в атмосферу и интерьеры фарфорового завода прошлого века, не выходя из музея. Экспозиция органично соединит славное историческое прошлое кузнецовского фарфора с советскими традициями.

Уникальность проекта еще и в том, что в «экспозиционном цехе» будут представлены и элементы технологической линии по изготовлению фарфора (в интерактивном режиме), и фрагменты музеефицированного фарфорового производства, и открытые фонды музея – коллекция новгородского фарфора рядом с архивными документами и материалами. И, разумеется, лучшие образцы «сине-золотой» фарфоровой продукции можно будет тут же приобрести.

Главная же цель – вернуть городу давно забытый бренд. Разработать сценарий конверсии промышленных технологий в туристические, музейные. В конечном счете, содействовать возрождению производства новгородского фарфора. Турист должен вспоминать Детинец, святую Софию и Ярославово дворище не только при взгляде на копию старинной берестяной грамоты, но и взяв в руки стильную темно-синюю чайную чашку с золотым ободком.

Юрий Тимофеев, специально для RATA-news.
Источник: RATA-news