Культура ВРН. “В Воронеже открылась выставка «Лики святых пещер»”

11 марта в Воронеже, в областном художественном музее имени Крамского открылась выставка «Лики святых пещер», устроенная музеем-заповедником «Дивногорье». Она призвана не только ознакомить посетителя с древними духовными традициями пещерокопательства, но и проанонсировать грядущие события лета 2011 года.

Дело в том, что в 2010 году музей-заповедник «Дивногорье» одержал победу в VII грантовом конкурсе «Меняющийся музей в меняющемся мире» с проектом «Лики меловых храмов – реальные и мультимедийные». Он позволит во время экскурсии заглянуть в наиболее известные пещерные памятники мира, пещеры Подонья и прошлое самой церкви. Темы будут раскрываться в специально созданных видеоблоках и проецироваться непосредственно на меловую стену в притворе храма. Затраты на реализацию составят около миллиона рублей.

- Это уникальный памятник», - говорит руководитель проекта Софья Кондратьева. (Она работает в музее всего год, но уже успела добиться заметных результатов.) – «Нужно понимать, что это церковь, поэтому загромождать ее музейными предметами не совсем этично. Мультимедийный проект поможет увидеть больше. Будет звучать аудиосопровождение – духовная музыка. Еще мы хотели сделать художественную подсветку для создания особой атмосферы. Все это вместе будет гораздо глубже эмоционально воздействовать на посетителя. В Воронежской области около 50 культовых пещер, большинство из которых находятся в плачевном состоянии. Нашей задачей было – консолидировать усилия по реставрации. У нас в регионе есть только один специалист, занимающийся исследованием этих пещер, - В. Степкин, он работает в общеобразовательной школе в Павловске, с ним я и консультировалась. А сегодняшняя выставка – анонс того, что планируется осуществить уже в июне 2011 года.

На открытии выставки, посвященной традициям создания пещерных храмов, Софья проводит краткую экскурсию, в ходе которой экскурсанты знакомятся с историей виднейших пещерных памятников. Здесь и Святогорская Успенская лавра Украины, и Свято-Троицкий Холковский монастырь, и Воскресенский Белгородский мужской монастырь, и Костомаровская Свято-Спасская женская обитель, и менее известные пещеры – такие, как Калачеевская пещера, пещера у села Галиевка и, конечно, Свято-Успенский монастырь в Дивногорье. Каждому из них посвящен отдельный стенд с краткой историей и фотографиями известных авторов (А. Непши, С. Смирнова, О. Кулакова, С. Харитонова, Г. Перцева) и сотрудников музея – С. Соболева и А. Солодских. Художественное оформление выставки выполнил Михаил Викторов.

Продвигаясь все дальше и дальше, мы узнаем об истоках традиций пещерных построек: считается, что начало им положили еще проповеди апостола Андрея, но широкое распространение они получили лишь в XVI- XVIIвеках, когда Российское государство вело активное освоение новых южных рубежей. Тогда-то на пустынные берега Дона стали приходить подвижники, увлекаемые идеей спасения души через тяжелый подвиг пещерокопательства. Судьба всех пещерных храмов складывалась примерно одинаково: после бурного развития в XVIIвеке, во времена Екатерины IIих закрывают, т.к. государыня проводит политику секуляризации церковных земель. Затем – расцвет в XIXвеке и период долгой опалы в советское время. Теперь же свою главную задачу исполнители проекта видят в реставрации пещер и сохранении того, что уже есть.

Экспозиция выставки демонстрирует все богатство духовной культуры Воронежского края: знаменитая «цветная комната» («граффити») Белгородского мужского монастыря; Пещера Покаяния в Костомарово, куда стекались паломники со всей России - она была устроена под уклон, поэтому человеку неминуемо приходилось сгибаться; икона «Благодатное Небо» в Костомаровской Свято-Спасской женской обители – в нее стреляли шесть раз, но не задели ни один святой лик, хотя следы от пуль можно рассмотреть по сей день. В витринах представлены старинные ритуальные вещи и книги: церковный устав (конца XIXвека), бронзовые кресты (XVIIIвека), псалтырь 1646 года; элементы одежды монашеского облачения (ряса, пояс, мантия, клобук) - каждый из них имел свою символику, «подобно тому, как воин, поступая на военную службу, оставляет прежние свои одежды, так и монах облекается в особые одежды, как бы «во вся оружии Божия». Жемчужина выставки – Сицилийская икона Божьей Матери» (список XIXвека).

Открытие сопровождается клипом «Каюсь» Сергея Лаврентьева и видеосюжетом студии «СТ-Видео», созданным специально для проекта и повествующим об истории пещерокопательства и крупнейших пещерных храмах России.

Хотя митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий и благословил проект, возникает сомнение – этично ли показывать фильмы в храме?

«А вы знаете, что там уже давно стоит метеорологическая станция и машина, считывающая показатели?»- отвечает вопросом на вопрос отец Дионисий из Никольского храма – «Хотя, конечно, нехорошо в храме фильмы крутить. Я буду разговаривать по поводу этого с директором музея, может быть, для этих целей можно будет использовать кинозальчик в селе. Хотя, скорее всего, показывать фильмы и так не получится: в пещерах очень сыро, любое оборудование постепенно отказывает. Там ведь монахи как жили – топили русскими печами, хорошая система вентиляции была, да и мел лучший теплоизолятор. Но выставка в целом – это положительный момент в жизни города, и дай Бог, чтобы люди на нее приходили. Эти пещеры до сих пор не изучены, они остаются загадкой даже для современного любознательного человека: когда и кем вырыты, в какую эпоху? Не исключено, что там есть захоронения апостольских времен или монахов, пришедших из Византии. Мы не знаем своей культуры и истории! В Казани почитают Казанскую Божью Матерь, во Владимире – Владимирскую, а у нас есть своя святыня, которая спасла множество человеческих жизней от холеры, различных неурожаев и засух, - это Сицилийская икона. Сейчас она известна только глубоко верующим людям, но широко не распространена. А я читал статью, кажется 1914 года, в которой автор поражался, какой массовый пышный крестный ход устраивали с этой иконой. Пещеры – это еще и культурное богатство: они хранят отпечатки разных эпох. Например «граффити» в Костомарово – они очень мало изучены, но я знаю человека, который защитил по ним диссертацию. Раньше я видел всего одну научную статью, которая пыталась обобщить весь многовековой опыт пещерокопательства, а теперь об этом стали снимать фильмы в рамках проекта. Это прекрасно. Может быть, люди заинтересуются и летом приедут в Дивногорье».

Виктория Лушина

Источник: Культура ВРН.Интернет-журнал о культуре Воронежа, России и мира