«Радио "Роскультура"»: разговор с Владимиром Дукельским
«Роскультура.ру» http://www.rosculture.ru - совместный проект Главного информационно-вычислительного центра Министерства культуры Российской федерации и Продюсерского центра «Акцент-Медиа», сочетающий в себе возможности интернет-СМИ и социальной сети и предназначенный для всех, кому небезразлична судьба российской культуры. В феврале 2010 г. на сайте открыта новая рубрика "Радио "Роскультура". Аудиоэфиры выходят каждый четверг в 17.00. Записи доступны для прослушивания на сайте http://www.rosculture.ru. Также ретрансляция передач идет на «Радио России».

2 апреля состоялся эфир, в котором принял участие один из ведущих экспертов в области музейного проектирования Владимир Юрьевич Дукельский. Ведущий программы – Сергей Чебатков.

С.Ч. Здравствуйте, дорогие друзья! В эфире Радио «Роскультура». У микрофона Сергей Чебатков. Сегодня мы поговорим о стратегиях выживания провинциальных музеев в современной России и обратимся за разъяснениями по этому вопросу к несомненному эксперту в этой области. В гостях у нас сегодня кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Российского института культурологии Владимир Юрьевич Дукельский. Владимир Юрьевич, здравствуйте!
В.Д. Добрый день!

- Владимир Юрьевич, прежде, чем мы начнем подробно рассуждать на заданную нами с вами тему, давайте условимся в понятиях. Скажите, о каких музеях сегодня мы с вами будем конкретно разговаривать. Что мы будем подразумевать под понятием музей? Понятно, что это музей провинциальные. Может быть, есть какие-то разновидности особые…

В.Д. Вы задаете самый сложный вопрос сразу же. Поскольку сегодняшняя музейная сеть Российской Федерации очень многообразна. Музеи создавались в разные годы, в разное время и представляют собой совершенно не похожие друг на друга образования. С одной стороны в провинции, в регионах есть музеи, которые по своим коллекциям, пусть не количественным, но качественным не уступают ведущим столичным музеям.

С.Ч. Например?

В.Д. Ну например Егорьевский музей в Подмосковье в городе Егорьевске, где в свое время была собрана купеческая коллекция, предметы декоративно прикладного искусства первого разбора. То же самое можно сказать о музее в городе Серпухове, где художественные купеческие коллекции. Множество таких можно назвать. С другой стороны, это очень маленькие образования, где работает один человек в небольшом каком-то райцентре, сейчас центре муниципального образования, где есть очень небольшое количество вещей, принесенных школьниками, собранных у ветеранов, и он стремится построить свою работу так, чтобы быть предельно полезным местному сообществу.

С.Ч. Скажите, пожалуйста, современный уровень состояния российский музеев по сравнению с состоянием на Западе, как его можно сравнить на сегодняшний момент?

В.Д. Понимаете, тут нет единого состояния музейного дела на западе. Вот если мы возьмем романские страны – Италию, Францию, отчасти Швейцарию, мы увидим, что сама в целом ситуация очень мало отличается от нашей. Конечно, где-то есть ситуация, что наши музеи беднее, где-то те музеи беднее, меня интересует подобность подходов, потому что и там, и там музеи живут на государственном или муниципальном бюджете, и это не очень стимулирует их к поиску каких-то новых ходов, новых решений, новых стратегий. Напротив, если взять англо-саксонский опыт, то здесь в прежние годы, когда по шелковистым косам, скажем, британских музеев прошелся кованый сапог Маргарет Тэтчер, и они вдруг узнали, что деньги не всегда будут приходить сами собой, это заставило их искать новые подходы, крутиться, простраивать отношения с внешними партнерами, находить средства. И сегодня там существует достаточно четкий критерий. Если музей формирует треть годового бюджета, значит, он жив, если меньше, значит, скорее нет.

С.Ч. Тогда государство поддерживает на Западе музеи, если не получается формировать собственную треть бюджета?
В.Д. Ну, повторяю, в той же Великобритании британские музеи сегодня являются лидерами европейского музейного мира вместе с Германией. Напротив, повторяю, рутинные практики более типичны для стран с, казалось бы, очень богатым культурным наследием, таких как Франция, Италия.

С.Ч. Если бы взять некий пьедестал виртуальный, на какое бы место вы бы поставили состояние музейного дела именно в России?

Далее – слушайте запись эфира по ссылке.

Источник: Интернет-портал «Роскультура.ru». «Радио "Роскультура"»: разговор с Владимиром Дукельским.