Газета «Городские известия» (г. Курск). Возвращение Софии Шарлотты
В картинной галерее имени Дейнеки открылась выставка одной картины «Портрет Софии Шарлотты Мекленбург-Стрелиц» Алана Рамзея. Она демонстрируется впервые с 1918 года.

Когда летом прошлого года в галерею доставили для реставрации это полотно, среди научных сотрудников, окруживших его, воцарилась гробовая тишина. На нем было впору ставить клеймо «Реставрации не подлежит». Не пали духом лишь реставраторы галереи Елена и Михаил Денисовы.

И вот спустя время выставка одной картины – добрая традиция галереи – рассказывает о непростом пути портрета от музейных запасников Рыльского краеведческого музея до выставочного зала.

Экспозиция на этот раз необычная. Посетители смогут ознакомиться не только с «Портретом Софии Шарлотты», произведением второй половины XVIII века, но и с тем, как стараниями курских реставраторов он был возвращен к жизни. Это стало возможным благодаря проекту «Рекламное место сдается» VI грантового конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире», в котором в 2009 году Курская картинная галерея стала победителем в номинации «Технологии музейной экспозиции». Необычное название проекта обусловлено тем, что, как и в рекламе используется плоскость, но наполняется она совсем другой информацией, имеющей не потребительское, а культурное значение.

Выставочные залы галереи оснащены мультимедийным оборудованием, с помощью которого показываются озвученные видеоколлажи.

На открывшейся на прошлой неделе выставке демонстрировался фильм, рассказывающий о том, как проходила реставрация. Автор фильма — Денис Веремьев. Впервые посетители музея смогут заглянуть на реставрационную «кухню». В зале также размещены аннотации, вводящие в курс дела, инструменты, которыми пользовались специалисты.

– Дошедшая до наших дней картина, — сказала искусствовед Марина Тарасова, — дает замечательный повод говорить о том, что современные музеи занимаются большим и важным делом — хранят наследие, которое собиралось долгие годы. Портрет этот в 1918 году был оставлен во дворце князей Барятинских в неблагоприятных условиях среди других художественных произведений, не увезенных в музей госфонда в Москву. В 20-х годах прошлого столетия директор Рыльского краеведческого музея неоднократно обращалась к властям с просьбой спасти оставшиеся в усадьбе экспонаты, потому что они подвергаются варварским действиям со стороны местного населения. К счастью, полотно уцелело.

По мнению Марины Сергеевны, полотно Рамзея оказалось в имении князей в пору дипломатической службы Ивана Ивановича Барятинского в Лондоне в конце XVIII — начале XIX столетий. Известен его неподдельный интерес к искусству, в усадьбе была собрана хорошая коллекция европейской живописи.

На тыльной стороне хорошо читается подпись автора полотна. Алан Рамзей — английский художник шотландского происхождения, придворный живописец короля Георга III, писавший портреты королевской семьи. Изображенная на портрете София Шарлотта была женой короля и родила ему 15 детей. Венценосные супруги посещали выставки в залах Королевской Академии художеств. Экспозицию дополняют гравюры, показывающие один из таких визитов. Королева Шарлотта была покровительницей музыки, живописи, ботаники.

Супруга Георга III способствовала тому, чтобы рядом с ее усадьбой были разбиты сначала оранжерея, а потом и ботанический сад. В честь Софии Шарлотты Мекленбург-Стрелиц одно из новых растений с яркими оранжевыми цветами, появившееся здесь, было названо «стерлитция».

Работники галереи с огромным трудом нашли подобное растение, оно пока не цветет, но есть надежда, что порадует яркими оранжевыми цветами.

На портрете в некоторых местах были большие утраты. Не было, например, руки и короны. Реставрационный совет, рассмотрев ряд аналогичных портретов, определил, какими они должны быть. По счастью, этот портрет был не единственным парадным изображением кисти Рамзея, и реставраторы активно обращались к аналогам.

Это полотно стоило спасать. Как на прооперированном больном, на нем видны реставрационные шрамы, но специалисты сделали все, чтобы зрители смогли увидеть эту картину. За их работой наблюдал Денис Веремьев, запечатлевая «лечебный процесс» в фильме. В нем интересный саундтрек. Необычны герои фильма: это руки реставраторов, творящие чудо, именно от них зависит судьба картины, судьба культуры.

– Мы хотели бы, — делится планами директор галереи Игорь Припачкин, — чтобы этот проект новых технологий в музейном деле был доступным и реализуемым в других музеях. Мы готовы делиться опытом с коллегами из других городов.

А курян ждут новые открытия. В перспективе проект «Рекламное место сдается» будет развиваться за счет создания и показа новых видеопрограмм и мультимедийных инсталляций. Ближайшие из них связаны с выставками «Война и мир» и «Взгляд: 1941-1945», открытие которых запланировано на середину и конец апреля.

Выставка продлится до 25 апреля, затем картина отправится в Рыльский краеведческий музей. 

Людмила КУТЫКИНА

Источник: Курская городская общественно-политическая газета «Городские известия». № 36 (2895), 25.03.2010