ГТРК "Радио России". Передача «Диалоги о культуре», рубрика «Живой музей»
Марина Макеева, ведущая эфира

Нет пророка в своем отечестве. Но встречаются проводники. Те, кто знает направление - куда двигаться, чтобы не стоять на месте. А то ведь, не секрет, традиции могут превратиться в рутину, привычки – в стереотипы, истины – становятся догмами, а находки – штампом.

Роман в письмах – «Музейная почта» в пушкинском Михайловском и «История со вкусом» - Музей пастилы в подмосковной Коломне. «Огни Москвы» - музей СВЕТа в столице и «К нам на огонек» - музей городского быта «Симбирск конца XIX - начала XX вв.». Экспозиция «Ставрополье - родина слонов» - в Ставропольском музее-заповеднике - и собрание обыденных, бытовых вещей - «Просто жизнь. Социалистическая провинция» - наша недавняя история в музее города Белая Калитва Ростовской области.

Что между этими проектами общего? То, что во всех прослеживается «Британский след». Их авторы, 6 человек, стали победителями конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» и в апреле уезжают на стажировку в музеи Великобритании.

Что он Гекубе и что ему Гекуба? За семь верст киселя хлебать. В России две с половиной тысячи музеев, в которых хранится 60 миллионов экспонатов. И чему нас могут научить англичане?

Наталья Самойленко, заместитель генерального директора Благотворительного фонда В. Потанина

К глубокому сожалению у нас очень специфическая, я бы сказала, музейная культура. Очень много в нашей стране еще есть вещей, отягощенных советским наследием. Я бы сказала что главной задачей музеев было сохранить и не пущать. Причем не пускать публику и сохранить не только от варваров, но очень часто сохранить и от начальство, от тех, кто мог покуситься на какие-то музейные ценности. Это касается самых разных пластов нашего наследия. И наследия, связанного с церковью, ксати говоря, и наследия, связанного с авангардом, и наследия, связанного с реальными судьбами людей, и с какой-то вообще извращенной я бы сказала атмосферой исторического прошлого.

Наталья Самойленко – один из организаторов конкурса "Меняющийся музей в меняющемся мире". Главная цель конкурса – вдохнуть в музейные по определению тихие, чинные иногда скучные стены свежую, нескучную жизнь.