Газета «Сургутская трибуна». Как «Заводной апельсин» сближал поколения
- Мы хотим дать жителям города понять, что в субкультурах нет ничего ужасного, и организовать сближение поколений, - так определил основную идею проекта «Музей – территория равных. От стиляг до эмо» один из его авторов Петр Назаров.

В прошедшие выходные в рамках этого по-своему уникального проекта, реализованного не в каком-нибудь клубе, а на площадке Сургутского краеведческого музея, местные рэп- и рок-музыканты дали концерт «Заводной апельсин». В живом исполнении.

Поначалу публика, собравшаяся в музее, смотрела экспонаты выставки, а это тысячи культовых предметов и бытовых мелочей из разных молодежных эпох, начиная от стиляг и заканчивая готами, эмо. анимэ. Одежда и аксессуары современных субкультур интересовали посетителей больше, чем «старье», но внимательному человеку достаточно было окинуть все пространство выставки одним взглядом, чтобы понять: всякое новое поколение будет противопоставлять себя взрослым людям, создавать свою культуру, и нельзя сказать, что сегодняшнее хуже вчерашнего или наоборот. Просто пришло другое время, и появились другие возможности для самовыражения.

Удивительней всего то, что эти возможности демонстрировал именно краеведческий музей, который в конкурентной борьбе с другими музеями России выиграл гранд Потанина и получил 700 тысяч рублей на реализацию проекта. Попали, что называется, в точку.

С середины прошлого года сотрудники музея с помощью горожан собрали символы субкультур разных эпох и провели три плановых мероприятия. «Заводной апельсин» стал четвертым.

Насколько сблизил концерт неформалов и заглянувших на огонек мам и пап, сказать сложно. Как только зазвучали первые «металлические» аккорды, люди постарше стали покидать зал. Говорили, что ритмы их юности были все-таки спокойнее, меньше давили на психику и заставляли думать. Оголтелой критики, дескать, делать вам больше нечего, сидите на шее у родителей и не знаете, чем заняться, не прозвучало. К увлечениям молодых взрослые отнеслись с пониманием, не раздражались по пустякам, чему наверняка способствовала и сама атмосфера музея.

Музыканты и неформалы «заморачивались» еще меньше, говорили о желании отдохнуть и развлечься. Поставленную задачу решали традиционно: мирно потягивали во время концерта алкогольные напитки, приобретенные в организованном на площадке баре. К сожалению, и это не только мнение Петра Назарова, в нашем городе нет учреждения, где можно организовывать, к примеру, рок-концерты. Аренда больших залов молодежи не по карману, поэтому приходится собираться в кабаках, гаражах, заброшенных складах. Музей стал первой пристойной площадкой, может быть, недостаточно большой и немного чопорной, но организаторы утверждают, что от музыкальных групп, желающих выступать у них, отбоя нет. А нужна ли тинейджерам постоянная концертная площадка - это еще большой вопрос. Они то и дело выбегали из музея, чтобы подзарядиться алкогольными напитками, которые по понятным причинам (не достигли нужного возраста) на месте купить не могли. Работники Сургутского краеведческого музея считают, что яркого проявления какой-либо из субкультур в нашем городе нет, есть более и менее удачные способы самовыражения. Однако это не означает, что молодежи нужно навязывать свое видение окружающего мира, что, перекрыв кислород эмо или готам, нам удастся воспитать самое лучшее новое поколение. Около пятисот молодых людей посетили за два дня краеведческий музей, один из институтов культуры Сургута, и это доказательство того, что, несмотря на все различия, диалог нескольких поколений организовать можно. Проект «Музей – территория равных. От стиляг до эмо» продлится до конца марта. Затем собранную коллекцию отвезут в Омский краеведческий музей.
Наталья Антонова

Источник: Газета «Сургутская трибуна». 2 февраля 2010 года, № 16. – С. 4-5.