Журнал «Интеррос». Музеи, меняющие нас

Музеи, меняющие нас

Хороших музеев становится больше. Из тихих скучных островков для случайно забредших посетителей всё чаще они превращаются в центры интересного и умного досуга. Они меняют нас, по-новому открывая забытые страницы истории, дарят нам возможность прикоснуться к подлинному, лучше понять, кто мы и откуда. С помощью музеев мы иногда можем стать не только свидетелями, но и участниками событий прошлого. Они дают нам то самое волшебное зрение, которое позволяет сквозь годы и столетия увидеть и почувствовать жизнь такой, какой она была.

Именно такие музеи – не боящиеся экспериментов, заставляющие думать, открывающие новое – поддерживает конкурс «Меняющийся музей в меняющемся мире», который проводит Благотворительный фонд В. Потанина. Мы посетили некоторые из них – победившие в 2008 году в V грантовом конкурсе. За год они воплотили свои необычные проекты в жизнь.

Геннадий Вдовин, член жюри конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире», директор музея-усадьбы «Останкино»:
«Конкурс учит двум самым важным вещам. Он снимает с музейщика и музея имидж маргинала и освобождает музейного работника от комплекса местного сумасшедшего. Именно такого рода конкурсы делают этих людей активно действующими творцами, умеющими работать с сообществом, властью, бизнесом, СМИ. Второе, чему учит конкурс, это умение дискутировать без скандала и без лишнего драматизма, выигрывать, проигрывать, общаться с коллегами, партнёрами, экспертами, жюри. В нашей драматичной стране это дорогого стоит».

В 2009 году на конкурс «Меняющийся музей в меняющемся мире» поступило 406 заявок из 72 регионов России. Награждение победителей прошло 1 июня в Москве в Государственном центре современного искусства. Гранты Благотворительного фонда В. Потанина в размере от 300 тыс. до 1 млн рублей получили 23 инновационных музейных проекта. Лидером по количеству победителей стала номинация «Технологии музейной экспозиции». География конкурса с каждым годом становится всё шире: в этом году впервые принял участие в конкурсе и победил музей из Камчатского края.

Юлия Идлис, редактор отдела «Культура» журнала «Русский репортёр»:
«Музеи с точки зрения журналистики самая несчастная область культуры. Вне какого-то острого новостного инфоповода к ним и подступиться бывает сложно: цикл музейной жизни долог и чрезвычайно спокоен – слишком спокоен для вечно бегущего куда-то журналиста… Если в музее не происходит громкой кражи или не менее громкой государственной проверки, кажется, что время там остановилось и поводов написать о музее не будет никогда. «Меняющийся музей в меняющемся мире» этот стереотип опровергает. Оказывается, в стране есть музеи, в которых царствуют не классическая пыльная тишина и скука, а живое творческое воображение музейных работников нового типа – людей, которым просто в кайф находить в окружающей жизни интересное, удивительное, невероятное и показывать это людям».

Год назад появился сайт конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» www.museum.fondpotanin.ru Одним из ключевых его разделов стали «Дневники проектов», в которых победители рассказывают о том, как идёт работа по реализации их замыслов, а также ведут дискуссии вокруг них. Жюри конкурса по итогам первого года работы сайта выбрало лучший дневник. Им стал блог проекта «К нам на огонёк» Музея городского быта «Симбирск конца XIX – начала XX века» (Ульяновск). В качестве главного приза музей получил возможность принять участие в фестивале «Интермузей»-2009, который ежегодно проходит на территории ВВЦ.

Следующая остановка – Блудово болото

Проект: «Сельский автобус 1940-х годов».
Музей: Переславский железнодорожный музей.
Место: Ярославская область, пос. Талицы.

На середине пути из Москвы в Ярославль есть старинный город Переславль-Залесский, который славится своими монастырями, ботиком Петра I и Плещеевым озером, окутанным легендами. В густых заповедных лесах километрах в 20 от города сохранился кусок Переславской железной дороги – ветки, оставшейся от бывшей узкоколейки, по которой раньше возили торф. Двухкилометровая железнодорожная линия ведёт из посёлка Талицы на живописную поляну посреди Блудова болота. Это то самое болото, где потерялись дети в рассказе Михаила Пришвина «Кладовая солнца». Сам писатель жил в селе поблизости и не раз охотился в этих местах.

«Нам остаётся теперь сказать ещё несколько слов о себе: кто мы такие и зачем попали в Блудово болото. Мы разведчики болотных богатств. Ещё с первых дней Отечественной войны работали над подготовкой болота для добывания в нём горючего – торфа. И мы дознались, что торфа в этом болоте хватит для работы большой фабрики лет на сто. Вот какие богатства скрыты в наших болотах! А многие до сих пор только и знают об этих великих кладовых солнца, что в них будто бы черти живут: всё это вздор, и никаких нет в болоте чертей».  М. М. Пришвин. Кладовая солнца. Повесть и рассказы. Минск: Народная асвета, 1980. 

Переславский железнодорожный музей, созданный в 1990 году, стал единственным местом в России, сохранившим мир узкоколеек. На путях небольшой станции и в депо разместилась коллекция локомотивов, вагонов, различной железнодорожной техники и атрибутики XIX – середины XX века. В экспозиции представлено также некоторое количество старых автомобилей и механизмов. Большинство экспонатов уникальны и имеют сертификаты памятников истории техники. Попадаются и совсем уж диковинные экземпляры вроде автомобиля ЗиМ на железнодорожном ходу, сделанного по прихоти какого-то начальника. Три паровоза, два мотовоза, несколько вагонов, дрезин и автомобилей восстановлены до рабочего состояния и периодически демонстрируются в действии. На ручной дрезине охотно катаются как дети, так и взрослые.

Долгое время к музею можно было подъехать разве что на тракторе: грунтовку, ведущую через лес, часто размывало, на её ухабах не раз застревали любители узкоколеек. Директору музея Сергею Дорожкову, молодому человеку с блестящим образованием, приехавшему работать сюда из Москвы, после длительных переговоров с местными властями удалось добиться реконструкции когда-то существовавшей дороги «на Талицы». Вместе с тем Благотворительный фонд В. Потанина поддержал проект благоустройства и оформления дороги в стиле 1930–1940-х годов, чтобы уже на подъезде к музею посетители погружались в атмосферу прошлого. Кроме того, на средства гранта была проведена реконструкция имеющегося в музее автобуса-реплики марки «Рено», принимавшего участие в съёмках многосерийного фильма «Диверсанты».

Теперь каждые выходные к Музею паровозов тянутся вереницы машин. На новой дороге установлены дорожные знаки и указатели в соответствии с условиями дорожного обустройства 1940-х годов. На въезде в село Талицы оборудована парковка для автомобилей и автобусная станция тоже в стиле этого времени. Из репродуктора звучат задорные советские песни, а посетителей поджидает автобус экзотической формы с водителем и кондуктором, которые одеты по щеголеватой моде военных лет. Рёв мотора железного монстра приводит пассажиров в восторг. И только местные жители не обращают внимания на чудо техники, перевозящее всех желающих из настоящего в прошлое.

Уезжать отсюда не хочется даже тем, кто не особо разбирается в тонкостях узкой колеи и моделях паровозов. Старинная техника, особые, увлечённые люди и великолепная природа создают удивительную атмосферу – немного ностальгическую, как паровозный гудок в тумане.

Когда тянет на сладенькое

Проект: «Музей коломенской пастилы. История со вкусом».
Музей: Коломенский центр познавательного туризма «Город-Музей».
Место: Московская область, г. Коломна.

 Как-то очаровательные дамы Наталья Никитина и Елена Дмитриева, увлечённые историей и бытом российской глубинки, задумались: что, помимо башен Коломенского кремля, может отличать Коломну от других старорусских городов? Издревле Коломна славилась купеческими «брендами»: нестеровскими калачами, мещаниновским салом, чуприковской пастилой… Старая застройка исторической части города до сих пор хранит имена прежних владельцев. В архивах собраны документы, гастрономические рецепты, фотографии промышленных образцов дореволюционной Коломны. И самое интересное, все источники указывают на то, что старое блюдо русской кухни – пастила – было изобретено именно жителями Коломны ещё в XIV веке. Пастила изготавливалась из взбитого яблочного пюре с добавлением сахара, мёда, ягод, орехов. А в XVIII–XIX веках это старинное русское лакомство стало символом города. Коломенскую пастилу даже экспортировали в европейские страны.

Наталья и Елена решили возродить забытый вкус. И в январе 2009 года при поддержке Благотворительного фонда В. Потанина в центре Коломны открылся необычный музей. Он расположился в здании бывшей купеческой лавки, выстроенной в начале XIX века купцами Сурановыми рядом с храмом Николы на Посадях и Коломенским кремлём. Эту лавку упоминает писатель Иван Лажечников в романе «Ледяной дом». А Борис Пильняк, живший в доме неподалёку, написал рассказ «Коломенская пастила», название которого метафорически передаёт образ сладкой жизни дореволюционной России.

В музее восстановлен быт XIX века, собраны экспонаты, посвящённые истории производства пастилы. Любопытная история приключилась при открытии музея: накануне сотрудницы приобрели старинную мебель и, отмывая древний буфет, обнаружили в нём… тайник! С украшениями и прочими ценностями. Сообщили в милицию, но прибывшие служители закона даже не знали, как оформить протокол: случая обнаружения клада в их практике ещё не было. Ожидается, что коллекция из тайника скоро будет также выставлена в музее. Но самое главное, что в новой лавке сладостей теперь можно попробовать пастилу, приготовленную по старинным коломенским рецептам, – тающую во рту, в форме разноцветных кубиков, брусочков, шариков и ромбиков. Здесь есть пастила на любой вкус – малиновая, клубничная, ореховая, шоколадная и даже хмельная. Оказывается, пастилу с хмелем раньше употребляли как средство от похмелья!

Но в музее забытого вкуса вы не только отведаете сласти, здесь перед вами разыграют мини-спектакль. Гостей встретит легендарная коломенская пастильница, она попотчует оригинальной пастилой, угостит душистым чаем и расскажет секреты изготовления старинного лакомства.

 «Вот человеческий лик, намалёванный белилами и румянами, с насурьмлёнными дугою бровями, под огромным кокошником в виде лопаты, вышитым жемчугом, изумрудами и яхонтами. Этот лик носит сорокаведёрная бочка в штофном, с золотыми выводами, сарафане; пышные рукава из тончайшего батиста окрыляют её. Голубые шерстяные чулки выказывают её пухлые ноги, а башмаки, без задников, на высоких каблуках, изменяют её осторожной походке. Рекомендую в ней мою землячку, коломенскую пастильницу».   И. И. Лажечников.  Ледяной дом. М.: Проф-Издат, 2008.

Лопшо Педунь, который смеётся

Проект: Экскурсионно-туристический маршрут «Игра в Игре с Лопшо Педунем».
Музей: Игринский районный краеведческий музей.
Место: Удмуртская республика, пос. Игра.

Постойте, постойте, никто и не думал ругаться! Давайте разберёмся: Лопшо Педунь – это народный удмуртский герой. Как у русских Иванушка-дурачок, а у азиатов – Ходжа Насреддин. Он отличался весёлым нравом и умением жить легко и припеваючи. В Удмуртии об этом персонаже рассказывают сказки и легенды, ставят спектакли и разыгрывают представления. В праздники он заглядывает в детские сады, школы и развлекает детей.

Любопытно, что у Лопшо Педуня существовал реальный прототип – деревенский парень Фёдор Чирков, который родился в 1875 году в Игринском районе. С ним приключилась такая история. По преданию, когда-то у удмуртов была Священная книга, по правилам которой они строили свою жизнь. Со временем она была утеряна, а листочки Священного учения разлетелись по всему свету. Будучи однажды в гостях у родни Фёдор нашёл одну из страниц этой мудрой книги и прочитал: «Не принимай всё близко к сердцу, на всё смотри весело, и удача не обойдёт тебя». С той поры в его руках спорилась любая работа, а сам он стал источником неистощимого юмора, остроумия, житейской хитрости. А за добрый нрав, умение веселить народ в деревне прозвали его Лопшо Педунь (Педунь – это на удмуртском Фёдор, а Лопшо означает балагур, весельчак). Проделки его остались в памяти односельчан, вошли в сказки, стали примером умения жить и радоваться жизни.

Генеалогическое древо Лопшо Педуня хранится в Игринском районном краеведческом музее. У него родились трое сыновей и две дочери, у которых, в свою очередь, были дети, внуки, правнуки. Сегодня в большой семье Лопшо Педуня более 300 человек. Самому старшему исполнилось 89 лет, а младшим – по два года. Его родственники разъехались по всей России, но большая часть живёт в родовой деревне Левая Кушья и в сёлах Игринского района.

Игринский краеведческий музей на основе собранного материала разработал новогоднюю программу «На родину Лопшо Педуня». А под руководством Натальи Платоновой эта программа переросла в экскурсионно-туристический маршрут «Игра в Игре с Лопшо Педунем» – проект, реализованный при поддержке Благотворительного фонда В. Потанина. Он нацелен на популяризацию удмуртской культуры и традиций, привлечение туристов в Игринский район. Теперь в районном музее посёлка Игра любой желающий может познакомиться с экспозицией «Мифы и легенды удмуртского народа», фотовыставкой «Такой разный Лопшо Педунь», посетить мастер-класс по составлению родословной. А в Центре народного творчества можно научиться изготавливать заплечную сумку счастья (пестерь) от Лопшо Педуня.

Презентация нового проекта прошла в виде игрового театрализованного шоу с дегустацией блюд национальной удмуртской кухни. В шоу участвовал потомок Лопшо Педуня – праправнук легендарного весельчака, который рассказал, что действительно в их семье все родственники всегда отличались весёлым нравом.

Удмурты, похоже, и правда весёлый народ! Они придумали День оптимизма, устроили в разгар кризиса фотовыставку улыбающихся людей, а теперь планируют ежегодно 4 апреля – в день рождения Фёдора Чиркова – проводить фестиваль национального юмора «Лопшо Педунь смеётся».

Путешествие в Зазеркалье

Проект: «Четвёртое измерение».
Музей: Егорьевский историко-художественный музей.
Место: Московская область, г. Егорьевск. 
 
О Егорьевском историко-художественном музее журнал «Интеррос» писал не раз. Трижды побеждавший в конкурсе «Меняющийся музей в меняющемся мире», он стал своеобразным брендом (например, названия проектов «Феерия света» и «Британский след» охотно используются в пиар-акциях туристических фирм). А выпущенная Издательской программой «Интерроса» в рамках конкурса «Первая публикация» книга «Егорьевские диковины» стала своеобразной визитной карточкой музея.

В основе Егорьевской экспозиции лежит коллекция предметов декоративно-прикладного искусства русской провинции XVIII–XIX веков. Они собраны по коллекционному принципу, единственным недостатком которого является то, что экспонаты не дают посетителю представления об исторической эпохе, которой они принадлежали. Интересные сами по себе, они оказываются как бы выдернутыми из контекста. Ломая голову над этой проблемой, музейные специалисты придумали необычный ход – решили создать видеореконструкцию минувших эпох. Идея вылилась в проект с интригующим названием «Четвёртое измерение». Отныне, пройдя по всем залам музея, посетитель оказывается в маленькой затемнённой комнате, в которой находится один-единственный экспонат – напольное старинное зеркало в резной деревянной раме. Зеркало ценно не только тем, что в него смотрелись дамы в XIX веке. В нём перед посетителями оживают картины из прошлого, как будто в музее кино вы смотрите хронику давно минувших лет.

Есть несколько сюжетов, к примеру, сюжет «Гадание» переносит нас в крестьянскую избу, где девушки стараются увидеть своего суженого-ряженого в зеркале. Можно попасть на обряжение невесты, в гости к купчихе или на девичник. Изюминка в том, что в зеркальных сюжетах использованы экспонаты музея, они показаны в действии, раскрывающем их историю и интересные особенности. В заключение каждого сюжета герой Зазеркалья обращается непосредственно к посетителю, побуждая его к какому-нибудь действию: заглянуть в зеркало, выпить чашечку чая или принять кубок с шампанским. Если Вы решитесь и отреагируете на просьбу жителей потустороннего мира – вас ждёт сюрприз, а если нет – изображение медленно растает…

Проект технически очень сложный, не вдаваясь в тонкости, можно только сказать, что за зеркалом стоит вертикальный монитор, транслирующий видеореконструкции. А сюжеты снимали сотрудники музея и их помощники-волонтёры, которые были сами себе и режиссёры, и сценаристы, и костюмеры, и гримёры. «Для бо́льшей достоверности были задействованы костюмерные различных клубов, в которых мы брали реквизит напрокат, а также реконструкции боярских палат XVII века музея Рязанского кремля и деревенской избы Коломенской школы ремёсел», – рассказала директор Егорьевского музея и автор проекта Наталия Артёмова.

Из дневника проекта «Четвертое измерение» на сайте www.museum.fondpotanin.ru
14 апреля 2009
«Это удивительно!» – сочинение с таким названием написала Яна Чернова, ученица четвёртого класса средней школы № 2. Ребятам было задано написать об интересных местах города Егорьевска. Приводим его полностью, чтобы понять, имеет ли наше «зеркало» образовательный аспект.
«Недавно я была в музее нашего города. Там открылась новая экспозиция „Четвёртое измерение“. Она даёт возможность попасть в зеркало. Это зеркало знает много тайн, обычаев, обрядов. Если внимательно смотреть в зеркало, то можно увидеть перемены в быту, одежде, посуде.
Мне зеркало показало тайну гадания. Раньше, давным-давно, в деревнях гадание считалось смертным грехом. Однако девушки всегда мечтали заглянуть в будущее, хоть это было и опасно. Ведь это значило играть с нечистой силой. Я увидела в зеркале, как две девушки гадали на воске, на бумаге. Потом они принесли петушка, каждая насыпала кучку зерна и смотрели: чью кучку петушок поклюёт – та первая замуж выйдет. Но самое страшное – гадание перед зеркалом. Девушка увидела там кого-то, но это оказался не суженый-ряженый, а нечистая сила – чёртик, которого я очень испугалась. Мне было интересно познакомиться с удивительным миром прошлого».

Город в поисках стиля

Проект: «Здесь живёт модерн».
Музей: Музей истории и культуры Среднего Прикамья.
Место: Удмуртская республика, г. Сарапул.

Сарапул – небольшой старинный город, расположенный на высоком берегу Камы. Сто лет тому назад, в эпоху расцвета модерна, он бурно развивался как культурный центр. Именно на рубеже ХIХ–ХХ веков Сарапул стал городом, формирующим культурное пространство в этом регионе: здесь были созданы театр, музей, библиотеки, кинотеатры, открыты музыкальные классы, студия живописи. А главное – было построено несколько зданий в редком для провинции стиле модерн. 

Сейчас город теряет свою идентичность, всё больше и больше становится похожим на другие города России. Музей истории и культуры Среднего Прикамья, отметивший в этом году столетний юбилей, решил пробудить интерес горожан к истории Сарапула и вернуть индивидуальность облику города. С этой целью весной в музее открылась выставка под названием «Здесь живёт модерн». Этот проект (автор Любовь Носонова) – далеко не обычная музейная экспозиция, скорее, это увлекательный спектакль, причём посетители принимают в нём самое живое участие. Дело в том, что в рамках выставки действуют всевозможные салоны по интересам, воссоздающие культурную атмосферу стиля модерн. Так, в музыкальном салоне идут концерты музыки, популярной в начале прошлого столетия. В литературной гостиной можно встретиться с авторами, работающими в манере тех времён. Музейное арт-кафе стало киногостиной «Museum»: здесь встречаются друзья музея, проходят показы и обсуждения фильмов. Увидеть картины эпохи модерна из музейных фондов и работы-реплики современников можно в художественном салоне. Можно даже примерить костюм, бывший в моде сто лет назад, в салоне «Каприз в стиле модерн» и здесь же пройти мастер-класс по созданию модной одежды и аксессуаров. Желающим запечатлеть себя в одежде и интерьере стиля ретро предложат пройти в фотоателье, а тех, кого интересует антиквариат, – в салон-магазин.

В интерьерах всех действующих салонов представлены различные музейные коллекции живописи, тканей, декоративно-прикладного искусства, редкой книги и др. Кроме того, предметный ряд выставки дополнен специально сделанной «новодельной» мебелью в стиле модерн, на которой нет этикеток «Руками не трогать!» – этими предметами могут пользоваться все желающие.

Кульминационным событием проекта стал городской праздник «Дефиле в стиле модерн» в загородном доме купца Павла Башенина. Кроме горожан и гостей, на модерновый дачный уик-энд съехались потомки известных сарапульских фамилий – те, чьи родители, бабушки и дедушки жили здесь в начале прошлого века. Они отозвались о празднике как о мероприятии столичного уровня, которое помогает историческому и культурному наследию обрести новое воплощение. Сам праздник стал для них неожиданной радостью, «удивительным событием, вдохновляющим на творчество, красоту, единение, будущие встречи и молодость». А созданная атмосфера вызвала желание улучшить свой стиль и стиль своего города.

Наталья Дорошева,
Журнал «Интеррос», № 4, 2009