Газета «Культура». Инкубатор в Коломне.

Инкубатор в Коломне. В городе на Оке появился первый в России музей будущего

"Обрати внимание, мой друг, на этот дом. Приятно думать, что под этой крышей скрывается и вызревает целая бездна талантов. Удивительных вещей можно ожидать в парниках этого дома, объединившего под своею кровлей... подвижников". Конечно, язвительный булгаковский герой имел в виду вовсе не старинный, только что отреставрированный особняк XVIII - XIX веков на центральной площади Коломны, в котором прошли детство и юность первого русского романиста Ивана Лажечникова.

Хотя мог бы. Рискну предположить, что со временем он станет не менее известен, чем связанный с именем другого знаменитого писателя особняк на Тверском бульваре, потому что аналогов ему в России пока не видно. Зовется особняк довольно мудрено: Центр музейных технологий "Новый музей", созданный Коломенским краеведческим музеем и некоммерческим партнерством "Город-Музей" и строительно-реставрационной мастерской "Ильинка". Проект центра уже успел стать лауреатом двух конкурсов: Грантового конкурса творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства Совета по грантам Президента РФ и V грантового конкурса "Меняющийся музей в меняющемся мире".

Говоря по-ученому, старый лажечниковский дом - это практическая площадка музейных инноваций, где собирается коллекция лучших отечественных музейных практик. А если по-простому, по-житейски... Приходится слышать о том, что в том или ином музее, нередко провинциальном, такой-то сотрудник предложил весьма смелый, нетрадиционный проект, расширяющий, а порой и просто ломающий привычные рамки музейного дела. Сможет ли такой проект воплотиться на практике? Музей ведь - учреждение по своей природе традиционно консервативное и не всегда, увы, в лучшем смысле этого слова. Да и нехватка средств давно стала притчей во языцех. Так вот, двухэтажный "домик в Коломне", имеющий немало просторных залов, отныне будет площадкой для воплощения таких экспериментов. Своего рода музейным "инкубатором", если угодно.
И первым "вылупился" в Коломне проект Натальи Толстой из Третьяковской галереи. Проект посвящен рисункам Александра Иванова на библейские сюжеты, созданным им в последние годы жизни. Всего таких рисунков около двухсот, и форматом они, что называется, не вышли, в большинстве - не больше привычного листа писчей бумаги. Рассматривать их в таком виде, конечно, неудобно, и потому, по замыслу автора проекта, увеличенные в 10 - 20 раз рисунки проецируются на стены, а виртуальный движущийся световой луч выхватывает изображения последовательно, по одному, создавая впечатляющий получасовой спектакль, в котором занято около ста рисунков Иванова, "подсвеченных" музыкой Оливье Мессиана. Весьма примечательно, что "предпремьера" прошла в стенах Ново-Голутвина монастыря, который для воплощения этого проекта - вход бесплатный - на свои средства отремонтировал специальное помещение и закупил современную проекционную аппаратуру. А если добавить, что представительная делегация сестер монастыря в день открытия "Нового музея" по благословению настоятельницы отправилась в столицу на Московскую биеннале современного искусства, то выходит, что и отечественное православие способно демонстрировать не очень пока свойственную ему широту взглядов.

"Новый музей" же показал ряд проектов, как по хорошему традиционных, так и вовсе непривычных. К первым относится представленный во флигеле усадьбы проект реконструкции и превращения в туристическую зону коломенского посада, который весьма зримо доказывает отчетливо обозначившееся намерение Коломны стать одним из крупных культурных центров не только Подмосковья, но всей России.

Не Лажечниковым единым жива Коломна - на открытие нового музейного центра был приглашен и... Федор Михайлович Достоевский. Прежде всего как обитатель находящейся неподалеку усадьбы "Даровое" (проект "Эфемеры усадебного двора" Натальи Никитиной), в миниатюре представленной прямо в музейном дворе. И как любитель впервые представленной "красной" пастилы ручной работы - проект Елены Дмитриевой из открытого минувшей зимой Музея пастилы. Последняя вполне зримо доказала, что и давно забытый вкус может быть предметом музейного показа.
Равно как и, казалось бы, навсегда забытые традиции, каково писание рукописных писем, да не чем попало, а чернилами и старинным пером. Или написание им же открытки из Коломны в старинном вкусе, созданной - при желании - самим же посетителем музея: две программы ("Привет из Коломны" Анны Щербаковой из Мелихова и "Урок каллиграфии") представлены в рамках большого проекта "Живое письмо". Ведь именно на основе писем Лажечникова был создан демонстрировавшийся здесь же видеофильм о его парижской возлюбленной (проект режиссера Николая Широкова из Москвы), удостоенный приза на кинофестивале "Мировоззренческое кино. И снова про любовь". Наконец, самыми неожиданными были представленные Татьяной Гафар из Волгоградского музея изобразительных искусств "Уроки Леонардо", предлагающие использовать музейные фонды в процессе преподавания детям естественно-научных дисциплин. Музейный зал превращается в средневековую лабораторию, каждому предлагается, например, собственными руками изготовить гипсовую отливку и понять при этом, как законы физики и химии "работают" в художественном творчестве. А от такого постижения - полшага до понимания того, что и созданные природой и людьми уникальные исторические ландшафты, например, тот, вид на который открывается от кремля, им по праву гордится Коломна, могут и должны быть предметом тщательной охраны. С Красной книгой таких ландшафтов также можно познакомиться в "Новом музее", который и видит одну из основных своих задач в том, чтобы помочь подрастающему поколению сделать эти полшага. А может быть, и больше.

Как заметил один из его почетных гостей, раньше повидавшим многое в западных древлехранилищах и галереях нашим соотечественникам при встрече с современными музейными технологиями становилось стыдно: почему сами не можем? Можем, оказывается.

Не об этом ли писал почти два века назад автор "Ледяного дома": "Натура русского человека не хуже натуры других народов. Почва не дурна, только она была долго и долго в залежи и заросла разными плевелами. Расчистите ее, дайте свободным струям воздуха обдуть ее, лучу света проникнуть в ее пласты, бросьте в нее добрые семена, и вы увидите, какою благодарною жатвою она покроется".
" Москва. Остоженка. Тургенев "

Для столичных журналистов у руководителя департамента культуры Москвы Сергея Худякова оказалось сразу несколько новостей. Первая и главная - это долгожданный переход московских музеев на новый рабочий график. "В нашем ведении сегодня находятся 37 музеев, а с филиалами все 60, - рассказал Сергей Худяков. - Вот только закрываются они рано, москвичи не успевают пройти до конца все музейные маршруты, ознакомиться со всеми экспонатами". С 1 октября текущего года принято решение Правительства города продлить работу столичных музеев до восьми - девяти часов вечера. Акция эта носит соответствующее название: "Вечер в музее", длится она будет пока только два месяца (с 1 октября по 30 ноября) и охватит всего 15 музеев Москвы: А.С.Пушкина, С.А.Есенина, археологии Москвы, космонавтики, современного искусства, "Музеон" на Крымском Валу,  Московский Дом фотографии и еще ряд учреждений. Кстати, парк "Музеон" и Музей В.В.Маяковского в дни акции будут работать дольше всех - до 22.00. Правда, следует сразу оговориться, что работать в таком режиме музеи будут всего один день в неделю, и день этот выбирается произвольно, по решению руководства музея: кто-то удлинит время своей работы во вторник, кто-то в среду. "Новый Манеж" в дни выставок вообще будет открыт с 11.00 до 21.00 со вторника по воскресение, а в "Музеоне" в дни акции выходных не планируется вовсе. Но пока "Вечер в музее" - проект, по словам Сергея Худякова, пилотный. Ведь для продления рабочего дня музеям нужно изыскивать внутренние ресурсы: переходить на плавающий график работы, увеличивать количество персонала, доплачивать сотрудникам за дополнительные часы.

8 октября состоится торжественное открытие Музея И.С.Тургенева в доме 37/7 на Остоженке. В этом небольшом, обшитом деревом особнячке в семь окон по фасаду, с колоннами и портиком жила мать писателя В.П.Лутовинова. Здесь часто гостил Иван Сергеевич, приезжая в столицу, именно в этом доме написана "Муму". Говорят, что рядом с особняком до сих пор бродит одно из легендарных московских приведений - призрак утопленной собачки. Музей Тургенева станет новым филиалом Государственного музея А.С.Пушкина и откроется выставкой с говорящим названием "Москва. Остоженка. Тургенев".

3 октября Государственный музей-заповедник "Царицыно" гостеприимно открывает свои двери для участников межмузейного проекта для детей и взрослых "Семейное путешествие: всей семьей в музей".
Участники проекта - тринадцать столичных музеев - предлагают семейным "командам" совершить увлекательное путешествие с заманчивым названием "Игра в прятки, или В поисках музейных невидимок".
Каждый ребенок, избравший своей отправной точкой музей "Царицыно", получит специальный "паспорт путешественника" с детальной информацией о маршруте, а также игровой путеводитель, с которым юный путешественник пройдет по выставочным залам Хлебного дома и найдет музейные "экспонаты-невидимки". Самостоятельно отыскав заветные предметы, маленький следопыт получит штамп в паспорте - отметку об успешном прохождении маршрута.

Проект будет продолжаться два месяца (октябрь-ноябрь) в субботние и воскресные дни. Присоединиться к "Путешествию" можно всей семьей, купив входные билеты в Хлебный дом.
Путешественники-"отличники", посетившие 8 музеев-участников и более, смогут в течение увлекательного турне собрать специальный вариант всемирно известной настольной игры "Найди пару!" и получить право бесплатного посещения музеев-участников.

Георгий ОСИПОВ
Маргарита СОГРИНА
Соб. Инф.
Фото автора