Время новостей. Навстречу вменяемости
Объявлены победители конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире»

В среду в Инженерном корпусе Третьяковки состоялось награждение проектов -- победителей конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире». Конкурс проводится в пятый раз. Он организован Благотворительным фондом Владимира Потанина при поддержке Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ и Ассоциации менеджеров культуры.

На фоне бездарной и бессмысленной жизни музеев в России и индифферентности к проблемам музеев со стороны государства конкурс потанинского фонда берет на себя ответственность за позитивный имидж страны в отношении культурного наследия. Конкурс «Меняющийся музей...» успешен прежде всего как модель умного музейного проектирования. На церемонии министр культуры РФ Александр Авдеев сказал буквально следующее: «Очень важно не просить и не требовать с музейного работника, чтобы он работал по-новому. Надо его научить. Этому обучению способствуют фонд и усилия Владимира Потанина. Рад приветствовать победителей конкурса. Счастлив быть среди вас, потому что в «меняющемся мире» должны меняться и министерства, ведомства, все другие сообщества».

Успешному проектированию учат на семинарах, которые устраиваются каждый год после просмотра экспертами и членами жюри всех присланных заявок. В полуфинал попадает около пятидесяти заявок. Для их доработки соискателей, подавших прошедшие в полуфинал заявки, приглашают на пятидневный коллоквиум, главная ценность которого -- в общении музейщиков друг с другом и с экспертами конкурса. По оценке члена экспертного совета, сотрудника лаборатории музейного проектирования Российского института культурологии В. Дукельского, после семинара памятную всем по фильму «Старики-разбойники» фразу «Лучше стала» можно применять по отношению ко многим заявкам совсем без иронии. Член жюри Андрей Толстой считает, что образцовое музейное проектирование вовлекает в творческое общение многие, традиционно отсталые и безынициативные в культурном плане регионы России. «Уровень конкурса, несомненно, вырос. Музейная география участников расширилась. Заявки стали интереснее», -- резюмирует Толстой.

Из трехсот присланных проектов жюри, состоящее из научных и музейных работников, критиков и менеджеров культуры, отобрало в итоге двадцать пять. Каждая из них будет обеспечена грантовой поддержкой. Максимальный размер одного гранта -- 700 тыс. руб. Общий грантовый фонд этого года -- 15 млн 400 тыс. рублей.

Из попавших в финал проектов самыми интересными, на мой взгляд, являются те, что предлагают рефлексию на тему важных проблем жизни общества на разных этапах истории. Причем сюжеты интересного общения об обществе самые разнообразные, от возрождения технологии производства старинных коммерческих брендов (коломенской пастилы) до улучшения возможностей посещения Переяславского железнодорожного музея с помощью воссоздания автобусного маршрута в стиле 40-х годов (с автобусом «Рено», снимавшемся в историческом фильме «Диверсант», с оформлением лесной дороги архивными дорожными знаками и указателями). Среди любимцев жюри проект «Просто жизнь. Социалистическая провинция». Его придумали в историко-краеведческом музее города Белая Калитва Ростовской области. О советской жизни в городе рассказывают с помощью атрибутов времени (мебель, бытовые приборы), идеологии (отчеты соцсоревнований) на фоне эпохальных вех (Гагарин, БАМ...). Эпиграфом проекта остроумные белокалитчане выбрали анекдот: « -- Папа, что такое коммунизм? -- Ну это когда у всех все есть: квартира, машина, самолет... -- А самолет нам зачем? -- Ну, например, мы узнали, что в Иркутске дают мясо...»

Интересный ракурс изучения общественной жизни предлагает проект «Русская артэмиграция сегодня», представленный Государственным центром современного искусства Москвы. Не так давно в ГЦСИ с успехом прошла выставка на эту тему. Однако изучение феномена эмиграции применительно к сегодняшнему дню требует особо тонкого инструментария. А обрести его можно в постоянном контакте с людьми и архивами эмигрировавшего искусства.

На приличный уровень вышли всегда довольно невнятные социальные проекты для людей, которым трудно ходить в музей. Для слабовидящих и незрячих детей в Историческом музее будут организованы интерактивные занятия с элементами ролевой игры «Как жили люди в древности». Для детей с отклонениями в развитии музеем «Огни Москвы» разрабатывается программа с привлечением ассистентов-психологов. В Музее городского быта Симбирска (Ульяновска) открывается творческая мастерская для пожилых людей. С помощью тщательно продуманных занятий, мастер-классов у граждан преклонного возраста появляется шанс не чувствовать свою ненужность, появляется возможность самореализации.

К сожалению, традиционно малоинтересны проекты, посвященные современному искусству. Музей-заповедник Михаила Шолохова в станице Вешенской Ростовской области вовлекает в «Роман под открытым небом». «Тихий Дон» будет инсценирован современными художниками в природном ландшафте средствами ленд-арта. Вот только каким новым художникам творчество Михаила Александровича по-настоящему интересно сегодня, не очень понятно. Размытость принципов коммуникации по поводу contemporary art свидетельствует о том, что музеи у нас существа (то есть феномены, то есть институции) консервативные. И меняться в меняющемся мире им надо хотя бы для того, чтобы быть вменяемыми.

Сергей ХАЧАТУРОВ