Французский десант состоялся

С 26 января по 5 февраля 2017 группа музейных профессионалов из Франции проходила стажировку в России. Событие стало частью программы Фонда «Музейный десант», направленной на развитие профессиональной мобильности сотрудников музеев. Тема стажировки – «Современное искусство, традиционный музей и культурное наследие – влияние и взаимодействие».


Двусторонняя российско-французская программа стажировки для музейных профессионалов реализуется Фондом и Французским институтом в России в партнерстве с Петербургским благотворительным фондом культуры и искусства «ПРО АРТЕ».

Представители пяти музеев из Парижа, Уарона, Брюэр-Аллишана и Кале знакомились с экспозициями российских музеев, встречались с российскими коллегами, обсуждали особенности отношений современного искусства с историческим контекстом, объектами культурного наследия, интерьерами памятников культуры и архитектуры. В программу визита вошли музеи Санкт-Петербурга (Новая Голландия, Государственный Эрмитаж, студия Михаила Аникушина и др.), Екатеринбурга (Уральский филиал Центра современного искусства), Перми (Пермский краеведческий музей), Москвы (Винзавод, Гараж, Мультимедиа Арт Музей, Центр современного искусства). Многое из увиденного оказалось для участников стажировки новым.

− Меня впечатлил Винзавод, где испытываются стратегии, которые для нас являются совершенно новыми, − рассказал Клод д’Антенез, директор парижского Музея охоты и природы. – В частности, в том, что касается демократического выбора выставляемых художников: авторы направляют свои заявки, у них есть конкурс онлайн. С другой стороны, интересна связь выставочных проектов с коммерческими: выставки расположены в непосредственной близости с галереями. Это кажется мне интересным, возможно, стоит что-то позаимствовать.

− Впечатляет особая изобретательность, которую проявляют русские кураторы в манере подачи материала, в попытках наведения мостов между разными эпохами, приближения темы к зрителю, − считает Мелани Бутелу, директор и сооснователь центра современного искусства Betonsalon. − Например, в театральном музее в Санкт-Петербурге, где рассказывалось о деятельности футуристов, представлялись исторические костюмы, современные произведения, видеофильмы. Вздыбленный паркет показывал смещение фокуса восприятия современного зрителя и создавал интимную связь между великим культурным прошлым страны и сегодняшним состоянием культуры. Во Франции нам труднее предложить такую тактику – отношение к экспонатам у нас более трепетное, мы больше опасаемся сдвинуть их «с пьедестала». Такая смелость, сопровождающаяся уважением, показалась мне очень интересной и достойной изучения.

− Невероятно впечатляет энергия и быстрота, желание совершить действительный рывок в культурном обращении современного искусства, стремление сделать так, чтобы оно было принято русской публикой, − отметила Карин Гамбар, директор музея Замок Уарон.

Говоря о перспективе совместного проекта с Всероссийским музеем декоративно-прикладного искусства, директор Музея кружева и моды города Кале Анн-Клэр Ларонд подчеркнула, что проекты в области моды музей не может сделать собственными силами: «Он обязательно должен опираться на сотрудничество с внешним партнером или другим музеем, производителем, автором, поэтому такие практики сотрудничества совершенно необходимы для музеев нашей тематики».

− Пример совместного проекта, сложившегося буквально после нескольких дней личного общения (Анн Клэр приезжала на наш фестиваль «Музейный гид» весной прошлого года), опроверг стереотипы о том, что путь к таким проектам долог и труден. Всех нас волнуют одни и те же проблемы, и стажировка дает возможность поделиться ими. В результате приходят новые решения, важные для своих собственных музеев и музейных сообществ, − подчеркнула генеральный директор Благотворительного фонда В.Потанина Оксана Орачева, выступая на завершающей встрече стажировки во Французском Институте в Москве.

Оксана Орачева отметила, что для Фонда важно, чтобы в ходе международных обменов происходило взаимопроникновение, рождалось новое знание и новые проекты.

− Как показывает практика, такие встречи часто более важны, чем научное сотрудничество. У Фонда есть амбициозная цель: мы надеемся, что через двусторонние стажировки вырастет общеевропейская программа, и музейщики всех стран смогут обмениваться опытом ежедневной работы. Решать проблемы работы с аудиторией, сложности организационного процесса – в постоянном режиме обсуждать то, что волнует профессионалов.

Подробнее об участниках стажировки

БОЛЬШЕ ФОТО