Как миниатюрный Палех стал монументальным

27 октября 2016 в Государственном музее палехского искусства в поселке Палех Ивановской области открылась выставка «Монументальный Палех: фрески советских дворцов». В экспозиции представлены фрагменты росписей советских дворцов пионеров и других учреждений, выполненных палехскими художниками в 1936–1941 годах. Это итог огромной исследовательской работы, проведенной Фондом «Артель. Палех» на грант Благотворительного фонда В. Потанина. В 2015 году проект одержал победу в конкурсе «Меняющийся музей в меняющемся мире» в номинации «Открытая коллекция».

Нам знаком стиль Палеха по иконам и лаковой миниатюре – все хорошо представляют яркие шкатулки, тарелки и другую утварь, расписанную летящими тройками лошадей, жар-птицами и прочими сказочными и былинными сюжетами. Многие считают этот промысел «народным», хотя зародился он именно в Палехе – селе, которое издревле славилось своими династиями иконописцев и художников. Но мало кто знает, что существовало и монументальное искусство палехских мастеров. До революции 1917 года многие палехские художники специализировались на росписи храмов и реставрации старинных фресок. А в 1936 году мастерам пришлось вновь вспомнить прежний опыт, чтобы решить новые задачи: украшать росписями дворцы пионеров, дома культуры, санатории, театры. В 10 городах Советского Союза живописцы из Палеха создали подобные произведения монументального искусства.

Интерьер Пушкинской комнаты в Аничковом Дворце, Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных.

– Эти росписи нас давно интересовали, во многих коренных династиях палешан-художников деды и прадеды участвовали в росписях, – рассказала президент Фонда «Артель. Палех» Светлана Короленко. – Мы знали, что есть такие монументальные произведения, но точной информации – где они, в каком состоянии – не было. И мы поставили перед собой амбициозную цель: показать современному миру феномен палехского искусства с неожиданного ракурса. Благодаря помощи многих людей нам удалось сделать профессиональную фотосъемку сохранившихся памятников, в музейных фондах провести атрибуцию, систематизировать эскизы и в итоге представить эти материалы в виде выставки. Новая страница советской культуры, прежде известная лишь наследникам художников и немногим профессионалам, теперь открыта для дальнейшего изучения и осмысления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На открытии выставки.

Лишь в трех городах росписи остались в первозданном состоянии: в Аничковом дворце (бывший Ленинградский дворец пионеров) в Санкт-Петербурге, в бывшем Свердловском дворце пионеров в современном Екатеринбурге и в Ивановском дворце пионеров. Полностью утрачены росписи в кисловодском санатории «Кавказ», в гастрономе № 1 («Елисеевском») и во Дворце пионеров в городке Метростроя в Москве. Частично закрашена или зашита гипсокартоном живопись в Доме культуры «Авиатор» в Рыбинске, в Ярославском городском дворце пионеров.

Екатеринбургский городской дворец творчества детей и молодёжи «Одарённость и технологии».

Но особенно трагична судьба росписей Саратовского театра юного зрителя. Закрашенные в начале 1960-х годов, они появились из-под слоев облупившейся краски во время пожара в 2012 году. Но после реконструкции театра, завершившейся этой осенью, открывшиеся фрагменты живописи были закрыты баннерами, так и не получив охранного статуса.

Именно с Саратова и началась исследовательская работа двоюродных сестер Светланы Короленко и Людмилы Кривцовой. Они знали, что их прадед Александр Васильевич Котухин (заслуженный деятель искусств РСФСР, народный художник РСФСР, основатель и первый председатель Артели древней живописи Палеха, созданной в 1924 году) был участником монументальных росписей. В 2014 году, готовясь к юбилею палехского искусства, сестры нашли документальную кинохронику, на которой узнали своего знаменитого предка! На исторических кадрах он говорил речь о том, что художники Палеха дарят росписи ТЮЗу и пионерам Саратова. Желание найти эти фрески стало первым шагом, выросшим в большой проект.

Людмила Кривцова и Светлана Короленко (указывает на фото прадеда).

– Мы начали с личной, семейной истории и набрали материал на целую книгу о  неизученном явлении советской культуры, – поделилась руководитель проекта «Монументальный Палех: фрески советских дворцов» Людмила Кривцова. – Мы общались с сотрудниками архивов, дворцов пионеров и узнавали целые истории из детства, которые с нежностью и любовью вспоминали люди. Иногда наше расследование напоминало детектив, когда буквально по обрывкам фраз, по цепочкам мы восстанавливали хронологию событий, выявляли авторов живописи вместе с Еленой Милютиной, заведующей отделом современного искусства Палеха Государственного музея палехского искусства. В течение полутора лет шла не только исследовательская работа, мы старались донести до людей нестандартный взгляд на Палех. Было опубликовано несколько статей, в частности, в журнале «Декоративное искусство». Мы участвовали в конференциях и давали интервью на телевидении. В процессе работы пришло понимание, насколько остро стоит проблема сохранения и охраны палехских росписей как артефактов уникального художественного явления 1930-х годов.

Фрагменты росписей.

Значение собранного материала еще предстоит оценить специалистам разного профиля: искусствоведам, культурологам, реставраторам и, конечно, художникам.

На открытие выставки в Палех прибыли представители региональной власти, местные художники и простые жители. Заместитель директора департамента по культуре и туризма Ивановской области Сергей Жемулин передал слова поздравления с большой творческой удачей от губернатора региона Павла Конькова и от всей культурной общественности Ивановской области. Известный не только в нашей стране, но и за рубежом мастер, Народный художник России, лауреат Государственной премии Борис Николаевич Кукулиев так высказался о событии:

– Выставка прекрасная, она раскрывает особенность палехских художников: они могут написать и миниатюру, и сделать стенную роспись. Светская живопись имела большой успех в те времена. Вернуть забытое старое – дело нужное и серьезное, потому что у палешан есть большой потенциал в технике стенной росписи, многие и сейчас расписывают храмы, и можно дать новую жизнь этому профилю работы. Это событие может дать толчок мэрам, губернаторам, предпринимателям, чтобы они обратили внимание и давали заказы художникам. Чтобы наши художники поработали на благо России, на благо народа.

Художник Борис Кукулиев.

У проекта ожидается продолжение – в пространстве открывшейся выставки планируется семинар со специалистами и современными художниками Палеха, а также студентами Палехского художественного училища о палехском стиле в монументальном искусстве, через который можно реализовать себя в современных условиях. А на сайте Фонда «Артель. Палех» www.fond.palekh.pro в скором времени будут выложены 3D панорамы трех образцов палехского стиля, сохранившегося во дворцах пионеров в Екатеринбурге, Санкт-Петербурге и Иванове.

Выставка «Монументальный Палех: фрески советских дворцов» будет работать до 13 мая 2017 года.

Текст: Наталья Дорошева

Фото интерьеров дворцов: Алексей Ещенко

Фото с открытия выставки: Наталья Дорошева