Уралмаш: производство будущего

23 сентября 2016 в Екатеринбурге прошла Ярмарка идей и проектов. Мероприятие было посвящено работе над стратегией развития нового культурного пространства в районе «Уралмаш» − Бульвара культуры. Идея превращения бывшего индустриального района города в культурный кластер воплощается в рамках проекта «Уралмаш: производство будущего», выигравшего грант программы Фонда «Меняющийся музей в меняющемся мире». В мероприятии принимала участие директор программ Фонда Ирина Лапидус.

В атмосферу бывшего рабочего района Екатеринбурга участники мероприятия − представители муниципального управления, городского управления культуры, местного бизнеса, СМИ, event-агентств - смогли погрузиться на необычной экскурсии. «Автобус 33» провез гостей по самым ярким точкам района. Маршрут сопровождали рассказы жителей Уралмаша, судьба которых была и по-прежнему связана с одним из отечественных производственных гигантов. 

− «Автобус 33» −  наш метод работы с территорией, − рассказывает Сергей Каменский, директор Музея истории Екатеринбурга. − Это способ рассказать истории людей, связанных с этим местом. К сожалению, сегодня люди не хранят предметы из прошлого, поэтому выставку в традиционном смысле организовать не получилось. Зато живы истории и воспоминания. Так экспозиция превратилась в аудио-спектакль на автобусном маршруте. В нем 10 остановок, каждая из которых связана с личной историей екатеринбуржцев-уралмашевцев.

Автобус начал работу с октября 2015, а с сентября 2016 действует в регулярном режиме. Всего по Уралмашу планируется 10 экскурсий, сейчас работают 5. Настоящее и будущее района представлено на четырех выставках. В сентябре в рамках Дней конструктивизма состоялась премьера документального спектакля «Уралмаш гоу» об истории и будущем Уралмаша (автор сценария Полина Бородина, вся информация на специальном сайте uralmash2033.ru).  

После автопробега Сергей Каменский провел участников пешеходным маршрутом по Бульвару культуры с разметкой будущих спортивных и досуговых площадок.

Концепцию превращения бульвара в узнаваемую городскую культурную площадку обсуждали более 30 энтузиастов. 

Глава Орджоникидзевского района Екатеринбурга Вячеслав Трапезников:

− Летом мы начали активно, по шесть дней в неделю проводить мероприятия «Старого ДК» под открытым небом. Наша идея подтвердилась: в районе гораздо больше заинтересованной публики, чем мы ожидали. И наши предложения оказались очень востребованы разными категориями населения. Теперь наша задача − найти для бульвара оригинальную концепцию, которая могла бы поддерживать сама себя так, чтобы это пространство продолжало работать в постоянном режиме. Важно обсуждать бульвар культуры с разных сторон, как пространство для креатива. Не менее важна экономическая основа, чтобы в этом месте генерировалась не только творческая энергия, но и доход.

Начальник отдела Управления культуры Екатеринбурга Лариса Петрова:

− Задача у команды сложная: героическое прошлое Уралмаша сегодня не восстановить и не воссоздать. Сегодняшнему Уралмашу нужно нечто, что поможет удержать жителей в родном районе. Путь к идентификации через личные истории – очень правильный. Но детям тех уралмашевцев, чьи истории мы слышали, нужно создать новое, современное городское пространство.

Генеральный директор PR-агентства «Ньютон» Алексей Глазырин:

− У проекта есть две важных составляющих. Первая − включение населения. Это делает проект живым, но одновременно ограничивает круг заинтересованных только жителями района. Как рассказать самой широкой публике, что за серым видом Уралмаша стоит уникальная история? Вторая составляющая − Бульвар культуры. Образ прекрасный, но пока инфраструктура бульвара находится в печальном состоянии. Нужно искать объекты, подходящие для брэндирования. Сегодня таким объектом стала Белая башня, превратившаяся фактически в must see, как ранее «Плотинка» в центре Екатеринбурга.

Таким образом, основная задача − сделать Бульвар культуры удобным и привлекательным местом. Думаем над визуальной концепцией бульвара, планируем заниматься здесь лэнд-артом и развивать городскую архитектуру. Но для этого на бульваре должно быть много мест, где сесть, где поесть, должна вовремя и качественно убираться территория, здесь должно быть приятно находиться.

Эту идею поддержал генеральный директор группы компаний «Электра» Илья Полетаев, инициатор фестиваля скульптуры из металлолома «ЛОМ»: «Важна ломка стереотипов об Уралмаше. Нужно перетянуть население обратно в свой район как в место, где можно полноценно отдохнуть и качественно провести время».

Каким в итоге станет обновленный Бульвар культуры, еще предстоит решить. И совместно найти идею, на которую будут «нанизаны» новые культурные, образовательные, научные события. Но пока очевидно, что «Старый ДК» стал настоящим социально-культурным центром, где формируется и сплачивается местное сообщество, которое начинает иначе относиться к своему району, своему городу, своему будущему.

Музейщики и урбанисты уральской столицы активно участвуют в музейных программах Фонда: более десятка проектов получили гранты конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мир». В этом году подошли к своему завершению два проекта: «Уралмаш: производство будущего» (Музей истории Екатеринбурга, руководитель − Сергей Каменский) и «Белая башня: точка отсчета» (Группа архитектурных инициатив, событий и коммуникаций, руководитель − Полина Иванова). В 2016 году эстафету приняли Свердловское отделение Союза архитекторов России с проектом «Музеефикация ячейки типа F / Архитектор Гинзбург на Урале» (руководитель − Никита Сучков) и Музей фотографии Метенкова с проектом «Новые истории Екатеринбурга» (руководитель − Кристина Горланова). 

 

Сергей Каменский и Полина Иванова