Староладожский канал получил информационное сопровождение

28 апреля 2016 в Новой Ладоге, на берегу Староладожского канала были торжественно открыты информационные модули, рассказывающие об истории строительства одного из интереснейших гидротехнических сооружений начала XVIII века. Музеефикация ландшафта была выполнена при поддержке гранта программы Фонда «Музейный гид». Проект «Петровский канал как памятник гидротехнического сооружения начала XVIII века» Новоладожского историко-краеведческого музея выиграл грант конкурса 2015 года в номинации «Страна-музей».

«Установке модулей предшествовала большая работа по сбору информации в Российском Государственном архиве ВМФ, а также по техническому созданию модулей и их согласованию», − подчеркнула на церемонии открытия автора проекта Марина Брыкина. – Мы рады, что нам удалось воплотить идею в реальность. Нашей работой заинтересовались коллеги из других городов России – Калининграда, Москвы, Новосибирска. Теперь туристы и местные жители смогут узнать больше об этом замечательном сооружении».

Петровский канал был построен по указу Петра I от 19 сентября 1718 года, согласно которому «было велено» приступить к устройству обходного канала по южному берегу Ладожского озера от Новой Ладоги до Шлиссельбурга для устранения затруднений прохождения пути по Ладожскому озеру. Начало строительства (1718-1725 гг) связано с эпохой петровских преобразований, введением новых реформ, развитием водных систем, образованием городов, строительством судов для Балтийского флота, укреплением и расширением границ Российского государства, выходом к Балтийскому морю. В 1725 – 1731 годах строительство продолжалось в период дворцовых переворотов, поэтому дело продвигалось медленнее. Только благодаря усилиям Б. Миниха, который применил свой опыт и талант, создал гидротехническую систему питания канала водой, канал был закончен. Ответственный подход к делу, совершенствование методов строительства, грамотное решение возникавших инженерных проблем и личное участие позволило реализовать идею Петра I, успешно достроить канал и обеспечить его нормальное функционирование.

Б. Миних является ключевой фигурой в строительстве Петровского канала, его роль высоко оценена исследователями истории строительства Ладожского канала М.А. Прокофьевым, В.А. Гореловым, В.Г. Казнаковым, М.А. Штатновой, Н.Ф. Морозовой и другими. Весной 1731 года Анна Иоанновна торжественно открыла Ладожский канал в Шлиссельбурге, где собственноручно разрыла перемычку для спуска воды в канал. Канал стал крупнейшим гидротехническим сооружением Европы, лидируя в России по числу проходивших судов и количеству перевозимых грузов до 1860 – х гг. Ладожский канал являлся важнейшим путем в Санкт – Петербург, его «водными воротами», которые были необходимы «для изобилия и торговли». Его значение было утрачено, когда в 1860-х годах при Александре II был проложен Новоладожский канал.

Подробнее о проекте: http://museum.fondpotanin.ru/projects/8307418/diary