Знакомьтесь: коллеги из Германии

17-24 апреля 2016 проходит ответный визит группы немецких музейных профессионалов в рамках двусторонней российско-немецкой программы стажировки на тему «Развитие аудитории, Европейский Союз и Россия». Это часть программы поддержки Фонда «Музейный десант», целью которой является знакомство с передовым мировым опытом и тенденциями, продвижение новых профессиональных стандартов и инновационных подходов в культуре, а также укрепление партнерских связей внутри профессионального мирового музейного сообщества.

Участники программы — музейные специалисты из Германии

Д-р Диана Дрессель (Dr. Diana Dressel)

Еврейский музей в Берлине (Jüdisches Museum Berlin), Берлин

Еврейский музей в Берлине открылся в сентябре 2001 года. Музейный комплекс включает Дом коллегий – бывший Музей Берлина, основное здание, Башня Холокоста и «Сад изгнания», спроектированные Даниэлем Либескиндом. Зигзагообразное свинцовое здание Еврейского музея по проекту «Между строк» («Between the Lines») Д. Либескинда пересекается прямой линией пустых помещений, напоминающих шахту, что, по замыслу архитектора, символизирует пустоту, образовавшуюся в Германии и Европе после массового уничтожения еврейского населения и культуры. Еврейский музей в Берлине рассказывает и исследует двухтысячелетнюю историю еврейского народа в Берлине и Германии в целом.

Д-р Диана Дрессель – руководитель отдела образовательных программ Еврейского музея в Берлине. Она занимается вопросами стратегического планирования и научного обоснования образовательных программ музея. Диана Дрессель имеет научную степень доктора философии в области иудаики и исламоведения Университета Кельна, ранее она занималась образовательными программами Музея современной истории ФРГ в Бонне (Stiftung Haus der Geschichte der BRD), является членом консультативного комитета ARTPAED, образовательного центра для художников и работников в области культуры и искусства в Берлине.

 

Д-р Клаудиа Геммеке (Dr. Claudia Gemmeke)

Городской музей Берлина (Stiftung Stadtmuseum Berlin), Берлин

Городской музей Берлина – крупнейший культурно-исторический музей Германии. Он рассказывает об истории Берлина с момента его основания до наших дней. Комплекс музея включает в себя Бранденбургский музей – центральное здание, где представлена постоянная экспозиция об истории Берлина от заселения Бранденбурга до наших дней; Церковь Святого Николая – самое старое строение Берлина, где представлена экспозиция о восьмивековой истории церкви; Дом Кноблауххаус, повествующий о традициях семьи Кноблаух времен бидермайера; Дворец Эфраима, где регулярно сменяющиеся временные выставки рассказывают об истории искусства и культуры в Берлине. В музейный комплекс также входит музей под открытым небом в деревне Дюппель – реконструированное средневековое селение с жилыми домами, хранилищами, мастерскими, полями и садами, который также является всемирно известным центром экспериментальной археологии. 

Д-р Клаудиа Геммеке – руководитель отдела «Форум» Городского музея Берлина с 2007 года. Клаудиа Геммеке имеет научную степень доктора философии, она изучала историю искусств в университетах Бохума, Эссена и Бонна. В настоящее время также читает лекции на темы истории искусства XIX–XX вв. и использования цифровых медиа в музеях и образовательных учреждениях. Член Ассоциации музеев Германии, ICOM (Международный совет музеев), CAMOC (Международный комитет музеев городов).  

 

Юлия Хагенберг (Julia Hagenberg)

Художественное собрание земли Северный Рейн-Вестфалия (Kunstsammlung Nordrhein-Westfalen), Дюссельдорф

Художественное собрание земли Северный Рейн-Вестфалия основано в 1960 году, когда были приобретены 88 работ Пауля Клее, заложивших основу музейного собрания. Первоначально работы демонстрировались во дворце Йегерхоф, но с увеличением коллекции были объявлены конкурсы на проекты новых зданий: «К20», открытое в 1986 году, и «К21» – отреставрированное в 2002 году здание Штендехауса. Сегодня «К20» и «К21» – музеи, представляющие художественное собрание земли Северный Рейн – Вестфалия. В музее «К20» выставлена коллекция искусства ХХ века, в т.ч. работы Пауля Клее, Анри Матисса, Пабло Пикассо, Марка Ротко, Джексона Поллока и др. Музей «К21» представляет коллекцию современного искусства.

Юлия Хагенберг работает в Художественном собрании земли Северный Рейн-Вестфалия с 2009 года. Под ее руководством отдел образовательных программ разработал несколько новых музейных проектов для школьников, детей младшего возраста и семей с детьми. Юлия Хагенберг отвечает за развитие партисипаторных музейных практик, а также занимается музейными программами для школьников, в т.ч. для детей с ограничениями здоровья, беженцев. Она преподает в Педагогическом университете Людвигсбурга и в Университете Генриха Гейне в Дюссельдорфе

 

Астрид Лембке-Тиль (Astrid Lembcke-Thiel)

Музей Висбадена – Государственный музей искусства и естественной истории (Museum Wiesbaden, Hessisches Landesmuseum für Kunst und Natur), Висбаден

Музей Висбадена – один из трех крупнейших музеев Гессена. В его основу легла коллекция живописи, древностей и естественнонаучных экспонатов писателя и дипломата Иоганна Исаака фон Гернинга, которая в 1825 году при содействии Иоганна Вольфганга Гёте была передана владельцем герцогству Нассау и была открыта для публики во дворце кронпринца. В 1912–1920 годах было возведено новое здание по проекту архитектора Теодора Фишера. Сегодня в южном крыле музея экспонируется художественная коллекция, в северном крыле – естественнонаучная. Музейное собрание искусства ХIХ–XX веков считается одним из самых значительных в Германии. Всемирную известность музей Висбадена приобрел благодаря выдающемуся собранию экспрессионистов, в коллекции музея - самое крупное в мире собрание художника-авангардиста Алексея Явленского. Естественнонаучная коллекция музея состоит из четырех основных разделов: геология и минералогия, палеонтология, зоология и ботаника. Особую ценность представляет коллекция насекомых (около 40 000 экземпляров) банкира Иоганна Кристиана Гернинга, возраст коллекции – более 300 лет.

Астрид Лембке-Тиль возглавляет отдел образовательных проектов Музея Висбадена с 2012 года. Она отвечает за художественные образовательные проекты для детей, школьников и семей в сотрудничестве с культурными фондами и институциями Висбадена. Астрид Лембке-Тиль также является художественным директором проекта «Rucksack-Atelier» («Мобильная лесная художественная студия») в детском саду Waldkindergarten Висбадена.

 

Норберт Нидерностхайде (Norbert Niedernostheide)

Музей Щёлерберга/Музей естественной истории Оснабрюка

(Museum am Schölerberg), Оснабрюк, Германия

Музей Щёлерберга – естественнонаучный музей, рассказывающий о геологии, экологии и природе города Оснабрюка и его окрестностей. Музей был основан в 1870 году Естественнонаучной ассоциацией Оснабрюка, сегодня он находится в ведении города. На территории музея находятся планетарий и ботанический сад, работает Центр экологического образования, реализующий около одной тысячи образовательных мероприятий в год.

Норберт Нидерностхайде занимает пост директора Музея Щёлерберга с февраля 2015 года. Он получил диплом биолога в Университете Оснабрюка и с 1998 года работал научным сотрудником музея, куратором, возглавлял Экологический образовательный центр. В 2008–2014 годах был спикером объединения естественнонаучных музеев при Ассоциации музеев Германии, а также редактором журнала «Natur im Museum» («Природа в музее»). В настоящее время консультирует коллег из других музеев Германии, в частности, принимал участие в разработке генерального плана нового Музея естественной истории в Лейпциге и является соавтором концепции Музея естественной истории в Дессау.

 

Юлия Пагель (Julia Pagel)

Сеть европейских музейных ассоциаций / Ассоциация музеев Германии (NEMO - Netzwerk Europäischer Museumsorganisationen und LEM – the Learning Museum / Deutscher Museumsbund), Берлин

 

Сеть европейских музейных ассоциаций была создана в 1992 году как независимая структура, объединяющая национальные музейные ассоциации. Сегодня ее членами являются более 30000 музеев Европы. NEMO является координационным центром музеев Европы, она обеспечивает распространение информации о профильных инициативах Совета Европы, лоббирует интересы музейной отрасли в европейских институтах, пропагандирует важность и ценность музейной деятельности в обществе, в т.ч. в структурах власти, а также обеспечивает коммуникацию между членами сети, обеспечивает условия для эффективного музейного сотрудничества. 

Юлия Пагель – генеральный секретарь Сети европейских музейных ассоциаций с 2006 года, ее главной задачей является обеспечение коммуникации между музеями Европы и за ее пределами. Г-жа Пагель также отвечает за европейское направление деятельности Ассоциации музеев Германии, включающее проектную деятельность, а также регулирование таких вопросов, как интеллектуальное право, непрерывное образование (повышения квалификации) и межкультурный диалог. Окончила Свободный университет Берлина, имеет степень магистра в области истории искусств. С 2015 года также занимает пост вице-президента Culture Action Europe, европейской правозащитной платформы в области культуры и искусства.

 

Д-р Карола Руппрехт (Dr. Carola Rupprecht)

Музей гигиены Германии (Deutsches Hygiene-Museum), Дрезден

Музей гигиены Германии, также известный как Музей человека, был основан в 1912 году предпринимателем Карлом Августом Лингнером. Музей освещал вопросы анатомии, физиологии и гигиены человека. Основным его назначением было просвещение широких масс бедного населения страны и, как следствие, улучшение здоровья нации. Во время нацистского режима, начиная с 1933 года, в музее была размещена экспозиция о чистоте арийской расы и ее поддержании. После Второй Мировой войны музей выполнял задачи санитарного и гигиенического просвещения населения.

Сегодня Музей рассказывает о биологических, социальных и культурных аспектах человеческой жизни. Постоянная экспозиция и временные выставки, конференции, лекции и кинопоказы, обширная образовательная программа для разных групп посетителей превращают Музей гигиены в форум, объединяющий общество, науку, культуру и искусство. Отделом образовательных программ музея реализуются междисциплинарные образовательные проекты для семей с детьми, школьников, индивидуальных посетителей. Особое внимание сегодня уделяется инклюзивным образовательным программам и программам для иммигрантов.

Д-р Карола Руппрехт возглавляет отдел образовательных программ Музея гигиены с 2012 года. Она получила степень доктора философии Свободного университета Берлина, ее диссертация была посвящена музейной педагогике и образованию. Карола Руппрехт руководила проектами музейной педагогики и образования Государственного музея Берлина, Гете-Института, Клуба друзей Национальной галереи и др. С 2015 года является членом Консультативного совета по культуре города Дрезден, с 2012 года – вице-председатель Национальной ассоциации музейной педагогики Восточной Германии.

 

Клаудиа Шмидт (Claudia Schmidt)

Государственные художественные собрания Дрездена (Staatliche Kunstsammlungen Dresden), Дрезден

Государственные художественные собрания Дрездена являются одним из самых значительных и старейших музейных комплексов в мире, объединяющим 14 музеев в Дрездене, Лейпциге и Гернгуте. История Государственных художественных собраний Дрездена уходит своими корнями в XVI столетие, когда саксонские курфюрсты заложили первые коллекции, прежде всего, основанную в 1560 году кунсткамеру в дрезденском Дворце-резиденции. В свое время дрезденские собрания стали одними из первых, открывших свои двери для публики.  Сегодня в музейный комплекс входят Картинная галерея старых мастеров, Собрание фарфора, Физико-математический салон, Галерея новых мастеров, Собрание скульптуры, Гравюрный, Нумизматический кабинеты, Оружейная палата, Зеленые своды, музеи этнографии в Дрездене, Гернгуте и Лейпциге, Музей саксонского народного творчества, Архив Герхарда Рихтера и Художественный фонд.

Клаудиа Шмидт руководит отделом образовательных программ с 2004 года, до этого в течение 20 лет она работала музейным педагогом Государственных художественных собраний Дрездена. Она окончила Школу музеологии в Лейпциге. Принимает активное участие в исследовательских проектах о детском музейном образовании, партисипаторных и междисциплинарных музейных программах, выступает экспертом и оппонентом научных исследований в области музейных практик в Школе технологии, экономики и культуры Дрездена.

 

Д-р Маике ван Рейн (Dr. Maaike van Rijn)

Государственный музей Вюртемберга (Landesmuseum Württemberg), Штутгарт

Государственный музей Вюртемберга – крупнейший исторический музей земли Баден-Вюртемберг, коллекция которого рассказывает историю земли от каменного века до современности. Музей основан в 1862 году королем Вильгельмом I как «Государственное собрание ценностей». Он расположен в старом замке, который на протяжении 400 лет был резиденцией герцогов и графов Вюртемберга. Собрание музея включает коллекцию археологических находок, научных и технических приборов и инструментов, произведений искусства и текстиля. 

Доктор Маике ван Рейн – куратор отдела истории искусства и культуры Государственного музея Вюртемберга, она работает с коллекциями «Мода и текстиль» и «Искусство и ремесла XIX–ХХ вв.» с 2014 года. Маике ван Рейн имеет степень доктора философии Университета Эберхарда и Карла в Тюбингене (диссертация на тему женщин-художниц галереи «Штурм» в Берлине в 1910-е гг.).

 

Д-р Марен Цизе (Dr. Maren Ziese)

Дом Вилли Брандта (Willy-Brandt-Haus), Берлин

 

Дом Вилли Брандта – штаб-квартира социал-демократической партии Германии, политический, культурный и научный центр. Носит имя Вилли Брандта, немецкого политика, лидера социал-демократической партии Германии (1964–1987), канцлера Германии (1969–1974). Дом построен в 1996 году по проекту архитектора Хельге Бофингер, в том же году основан Клуб друзей Дома Вилли Брандта, активно занимающийся выставочной деятельностью.  

Доктор Марен Цизе возглавляет образовательный отдел Дома-музея Вилли Брандта, ранее она занимала должность куратора коллекции музея. Получила образование в области истории искусства, африканистики и музееведения в Берлине, Лондоне и Нью-Йорке. Имеет степень доктора философии, в 2008 году защитила диссертацию на тему «Кураторы и посетители: модели кураторской практики художественных выставок». Марен Цизе – член правления культурного центра Haus am Lützowplatz в Берлине, а также член правления Ассоциации музейного образования Германии.