Диджей в Эрмитаже, или Учимся понимать современный перформанс

Менеджеру Молодёжного образовательного центра Государственного Эрмитажа Ладомиру Зелинскому вручили поощрительный грант Благотворительного фонда В. Потанина за просветительскую работу среди молодёжи, посвящённую современному искусству. В 2014-2015 учебном году в составе Студенческого клуба Эрмитажа он руководил секцией «Актуальные художественные процессы». Под его началом студенты учились не только понимать современных художников, но и сами придумали и презентовали технологии видеофиксации перформансов.

Молодежный образовательный центр – это новое музейное пространство, где создаются образовательные и культурные программы для студентов Санкт-Петербурга и других городов. Здесь не боятся экспериментов: программы включают как традиционные лекции по истории и теории искусства, мастер-классы известных деятелей культуры и искусства, так и новые формы обучения. Студенты посещают тематические секции на бесплатной основе. Работа каждой секции длится в течение учебного года и завершается докладами, презентациями и другими итоговыми заданиями студентов.

Ладомир Зелинский окончил философский факультет СПбГУ, кафедру музейного дела и охраны памятников, которую возглавляет М. Б. Пиотровский. Его дипломная работа была посвящена проблемам перформансов и современного искусства, тому, как можно музеефицировать, показывать эфемерное искусство в музее. Сразу после окончания вуза в 2013 году он начал работать в Молодёжном центре Эрмитажа – и занялся именно тем делом, которому посвятил годы учёбы. Возглавив секцию актуального искусства, молодой преподаватель подошёл к ведению занятий креативно. В первом семестре он преподавал историю перформанса и искусства XX века, а во втором – вместе со студентами проектировал их собственные перформансы. 

– Перформанс – это такой вид искусства, который часто что-то критикует в нашей жизни, поднимает насущные проблемы, – рассказывает Ладомир. – С другой стороны, каждый человек, который его смотрит, волен интерпретировать его по-своему. Мы создавали перформансы на волнующие всех темы, затем среди них отобрали семь наиболее интересных, и сняли их на видео. Притом, что у каждого из произведений была какая-то своя идея, все они соответствовали заданной теме: «Должны ли мы быть безжалостными цензорами самих себя?». Название взято из тезисов о современном искусстве французского философа Алена Бадью. Должен ли художник быть строгим цензором по отношению к самому себе, или можно всё пустить на самотёк – как идёт поток мысли, так себя и выражать? На самом деле, точки зрения у студентов отличались, и работы получились разные. Презентации мы проводили не один раз, в том числе и за пределами Главного штаба Эрмитажа, выложили несколько перформансов на youtube. Что приятно – недоумения у зрителей это не вызывало.

А ещё важно, что каждый из студентов, выполняя это задание, мог почувствовать себя художником: либо автором перформанса, либо моделью, либо ассистентом, либо оператором. В процессе творческого самовыражения те 15 человек, которые доучились до конца года, объединились в дружный коллектив, ребята продолжают общаться и сейчас – по окончании проекта. А Ладомир набрал новый курс, сейчас у него учится около 40 человек.

– Мы хотим заниматься исследованием перформансов и каждый год знакомить слушателей с новыми концепциями актуальных художественных процессов, – делится своими планами Ладомир. – И стремимся к тому, чтобы люди привыкали к такому явлению в современном искусстве, как перформанс, находили его достаточно важным. На Западе уже около 30 лет активно преподают эту тему, у нас же пока она остаётся малоизученной, но я надеюсь, что ситуация изменится. А ещё я надеюсь, что всё изменится именно в контексте Петербурга. Потому что в Москве есть «Гараж» и прочие пространства, которые занимаются популяризацией современного искусства в широком смысле этого слова. В Петербурге с этим дело обстоит чуть хуже. Но всё-таки хорошо, что всё это делается не в рамках какой-нибудь частной институции, а в стенах Эрмитажа.

В работе Ладомира всегда привлекала свобода творчества, возможность самому развиваться и помогать другим. Кстати, в свободное от Эрмитажа время Ладомир сам создает аудиовизуальное искусство, объединяя диджейство и видео-арт! Любовь к искусству ему привили родители, которые даже назвали его в честь поэмы «Ладомир» Велимира Хлебникова. Так что интерес к футуризму и авангарду, можно сказать, у него в крови.

Год назад, когда Эрмитаж праздновал своё 250-летие, участники Студенческого клуба организовали футуристическую вечеринку в атриуме Главного штаба. Секция по актуальному искусству представила перформанс под названием «Эрмитариум» – об Эрмитаже, каким он будет через 250 лет. В представлении о будущем звучала современная поэзия, полностью состоящая из неологизмов, были сделаны костюмы, которые отсылали к футуристическим идеям разных эпох... Именно это творчество – молодое, искреннее, разрушающее стереотипы – ещё один источник вдохновения, который можно открыть для себя в такой музейной глыбе, как Эрмитаж. 

Наталья Дорошева, фото автора