«Музей способен решать серьезные проблемы территории»

Виктор ШАЛАЙ, директор Приморского государственного краевого музея им. Арсеньева: Музей способен решать серьезные проблемы территории

О пути к призванию, о главном музейном продукте, о том, на что еще способен музей, кроме демонстрации экспозиций, рассказывает гость "Дальневосточного капитала", руководитель Приморского государственного краевого объединенного музея им. В.К. Арсеньева Виктор Шалай.

Имя гостя «Дальневосточного капитала» я впервые услышала несколько лет назад, общаясь с представителями Благотворительного фонда Владимира Потанина, реализующего среди прочих престижную грантовую программу «Меняющийся музей в меняющемся мире». О Викторе ШАЛАЕ, авторе проекта-победителя «Лабиринты острова Русский», было тогда сказано немало теплых слов. Я была далека от музейной деятельности, но имя запомнила. Тогда он был рядовым, но отнюдь не заурядным сотрудником Приморского государственного краевого объединенного музея им. Арсеньева. Мы познакомились, и он согласился написать для «Дальневосточного капитала» серию пробирающих до мурашек материалов о Владивостокской крепости, истории приморской столицы, ее знаковых местах... Затем ему стало не до журналистики: в 27 лет он стал заместителем директора музея по проектной работе, а спустя какое-то время и вовсе возглавил крупнейший региональный музей.

За прошедшие с тех пор четыре года на него то и дело обрушивался град критики - жестокой, неаргументированной. Однако даже отъявленным скептикам сложно не признать: музей за это время стал другим. В нем будто стало больше воздуха и света. Изменилось экспозиционное пространство, заметно расширилась аудитория гостей, на площадках музея проводятся квесты, мастер-классы, реализуются интерактивные образовательные программы…

- Виктор Алексеевич, в этом году музей выиграл очередной, уже 4-й, грант Благотворительного фонда Потанина. Какой из проектов стал победителем на этот раз?

- «Рыбий день». Экспозиция, ориентированная на самых маленьких посетителей и показывающая жизнь в море со всеми рисками и опасностями глазами маленькой рыбки. Рыбка путешествует, открывает подводный мир, узнает, что такое «тепло», «холодно», «страшно»… - и тем самым раскрывает сюжеты, связанные с морем.

- «Рыбий день» не единственный продукт, ориентированный на детскую аудиторию, есть еще очень теплый и эмоциональный проект «Сказки с молоком», квесты, мастер-классы… А вы сами помните свой первый визит в музей?

- Конечно, и очень хорошо. Мне было шесть, моему брату - около девяти, мы поднимались с ним от паромного причала по улице Первого Мая (ныне Петра Великого), где расположен филиал Музея им. Арсеньева. И брат, недавно побывавший там с классом на экскурсии, вдруг говорит: «В этом здании есть таинственная лестница, которую никому не показывают, хочешь ее увидеть? Давай забежим в музей, быстро на нее посмотрим - и назад». Конечно, я согласился. Открыли дверь, пронеслись мимо вахтеров по центральной лестнице (какой огромной показалась мне тогда!), за ней находилась бывшая библиотечная комната с антресолями, где были расположены книжные шкафы и куда вела узенькая винтовая лестница. Это было так необычно и загадочно! Мне, ребенку, эта лестница показалась пределом инженерных возможностей. Едва взглянув на нее, мы бросились назад и долго потом не могли отдышаться в ближайшем сквере, озираясь по сторонам и ожидая погони. Хорошо помню это ощущение невероятной авантюры и поселившееся в сердце убеждение, что Музей - это великое таинство. 

МАТЕРИАЛ ПОЛНОСТЬЮ