Галина Тарануха: «Наш опыт освоения территории смогут использовать другие города-заводы»

 Идея обзавестись собственным музеем вылилась в  Ижевске в концепцию перестройки части исторического центра - фактически, в новый генеральный план города. Научную базу для нешуточных перемен  помог создать грант Благотворительного фонда В.Потанина. О том, может ли существовать музей без коллекции, и как с помощью истории возрождать ландшафт городов-заводов — автор проекта «Ижевск: новые смыслы промзоны»  (победителя одного из лучших реализованных проектов-победителей конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире») Галина Тарануха.

Как получилось, что в городе до сих пор нет собственного краеведческого музея?

Ижевск — типичный казенный город-завод, город оружейников и автомата Калашникова. Вся его жизнь так или иначе вращается вокруг производства, которое до недавних пор составляло главный смысл его существования. Конечно, в городе есть музей, экспозиция которого частично отражает историю Ижевска — это национальный музей Удмуртской Республики  (Ижевск — ее  столица). Музей содержит массу сведений об истории республики, но собственно об Ижевске в его экспозиции — лишь маленький кусочек, рассказывающий о развитии городского производства. У городской администрации периодически возникала мысль, что это неправильно, и, в конце концов, она воплотилась в решение о создании музея. И мы приступили к этой работе.

В каком качестве?

Я возглавляю муниципальный выставочный центр «Галерея», и мне с коллегами поручили курировать работу по созданию музея Ижевска. Фактически, мы должны были помочь городским властям создать его на пустом месте (кстати, в ходе форума «Музейный гид» в Манеже возможность создать музей без коллекции была темой нескольких очень интересных дискуссий). Ситуация уникальная: музей без коллекции, без здания, без концепции — но с хорошей командой с огромным желанием работать.

С чего вы начали?

Когда мы задумались о том, что нам предстоит, мы призвали на помощь городскую интеллектуальную элиту.  Ученые, краеведы, музейщики, студенты, художники собрались, пообщались, мы провели  семинары, стратегические сессии. Увидели потребности города, которые мог бы помочь решить музей. И сразу поняли, что надо выходить за рамки создания какой-то одной институции.

Но вам, как минимум, нужно было здание…

Здание выделила администрация. Замечательное здание в саду на берегу пруда, памятник исторического наследия — так называемый Генеральский дом. В разное время там проживал 21 генерал: они приезжали в качестве управляющих заводом и получали в этом доме казенные квартиры. Ижевск вообще называют одним из самых «генеральских» городов России… Замечательно, что дом сохранился, сейчас в нем арендуют помещения самые разные организации и учреждения.  Когда мы занялись разработкой концепции музея, то поняли, что вокруг находится историческая территория, культурно-исторический ландшафт: искусственный водоем,  уникальная промышленная зона с памятником федерального значения – Главным корпусом Ижевского оружейного завода (управляющие смотрели на него из окошечка генеральского дома). Неподалеку —  пиво-медоваренный завод Бодалева, интересное здание неоготической архитектуры, еще ряд объектов.

Вы решили расширить музей до размеров квартала?

Эта территория представляет собой невероятную ценность для города, но она совершенно заброшена. Музеефицировать там нужно не только генеральский дом, но и все вышеупомянутые здания, а еще Индустриальный техникум, и деревянные дома заводских рабочих, которые также сохранились с того времени. Поскольку все это располагается очень компактно, появилась идея создания музейного квартала.

Сегодня это очень актуально.

Да, мы не раз наблюдали в последнее время, как у городов появляются новые сценарии развития,  связанные с творческими индустриями, благодаря  использованию культурного наследия (например, мы  с восхищением следили за тем, как развивается проект в Коломне). Стратегически эта идея очень важна для нашего города, где до сих пор не уделялось особого внимания к культурному наследию. Это отчасти может решить и другую важную социальную проблему: текучести кадров. Многие горожане не идентифицируют себя с городом, молодежь уезжает, и одна из причин — город не развивается с точки зрения культурного досуга, перспективных рабочих мест для молодежи. Культурный квартал позволяет создать различные творческие мастерские, дизайн-студии, технические бюро (что очень актуально для нас как для города с инженерно-техническим потенциалом). Помогает выстроить интеллектуальную  и досуговую зону, создать новые рабочие места.  Все это очень перекликается с общей стратегией развития города. В результате реализации проекта «Ижевск: новые смыслы промзоны» мы получили не только научную концепцию музея Ижевска, но и стратегический лан развития достаточно большой территории города, который вошел в стратегию развития города.

Фактически, новый Генплан?

Можно и так сказать.

Какое место в этом процессе, инициированном и поддержанном в основном местными властями, занимает грант фонда Потанина?

С его помощью нам удалось провести крайне важную работу по созданию концепции развития музейного квартала. Требовались углубленные научные исследования, нам удалось привлечь более полутора десятков ученых из Удмуртского университета, Удмуртского института истории языка и литературы, сотрудников республиканских музеев. Оплата гонораров производилась из средств гранта. Мы также провели несколько семинаров для музейщиков и для городского сообщества. В рамках проекта мы смогли пригласить специалистов очень известной  британской компании Event Communications, которые проработали у нас несколько дней и провели рабочую встречу по разработке культурного квартала. При поддержке гранта мы также качественно издали  концепцию.

Жители города участвовали в этой работе?

Безусловно - на всех этапах. Проект закончился в прошлом году, но за время его реализации городское сообщество было настолько мощно и широко втянуто в процесс, что теперь можно быть уверенными: даже в самой сложной ситуации этот проект будет невозможно спустить на тормозах. В ситуации экономических передряг и минимальных финансовых потоков музей все равно развивается, готовится проект реставрации здания, согласовывается с экспертами. Надеемся, что музей в итоге получит приведенный в порядок Генеральский дом. После этого начнем осваивать территорию.

Вы планируете тиражировать проект?

Думаю, это случится так или иначе: мы отрабатываем механизмы использования и ревитализации промышленного наследия, которые смогут использовать другие города-заводы в процессе освоения своей территории. А таких городов в нашей стране более двухсот.