Путешествие как искусство

«Мы хотим, чтобы люди не уезжали от себя, а возвращались к себе»

 

Уральский священник Георгий Левитский на склоне дней нанялся на корабль и за три года объехал полсвета - это была счастливо исполнившаяся мечта всей его жизни. Привезенные им из плавания предметы составили коллекцию, которая хранится в краеведческом музее Екатеринбурга. Сто лет спустя его земляк Сергей Каменский (автор одного из лучших реализованных проектовХ конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире»), вдохновился этой коллекцией и придумал мобильную  выставку, помогающую людям исполнять свои мечты о покорении мира.

Что особенного в этой коллекции?

Это небольшая коллекция, посвященная культуре Востока XIX века.  В ее основе серия артефактов, привезенных Левитским. Он не был профессиональным коллекционером и покупал, в основном, вещи, которые мог найти на рынках во время относительно небольших стоянок в портах. То, что мы сегодня называем сувенирами. Впрочем, для Екатеринбурга того времени это было интересное собрание, поскольку Япония, Цейлон, Китай тогда были достаточно серьезной экзотикой, и любые артефакты воспринимались с интересом. Набор фарфора, письменные принадлежности, буддийская ритуальная бронзовая символика, мебель, веера, игрушки, украшения. Достаточно пестрая коллекция.

Похоже, сам Левитский для своего времени был серьезной экзотикой: священник в 54 года (глубокая старость по тем временам) пускается куда глаза глядят.

Да, он был, пожалуй, самым известным уральским путешественником до революции  – именно потому, что никто ничего подобного не делал. Георгий Игнатьевич происходил из семьи потомственных священников. Отец занимал высокие посты в екатеринбургской епархии. И его сыну на роду было написано продолжить династию. Однако, карьеру свою он, можно сказать, провалил: закончил ее на посту священника одного арестантского отделения в глуши. Думаю, отчасти в это есть «заслуга» его отца, который допустил пару ошибок. Во-первых, у него была фантастическая библиотека, где было множество травелогов (вообще, когда Левитский рос, географическая литература была очень популярна – стоит почитать названия, уже хочется куда-то ехать). Во-вторых, он отправил сына учиться в Санкт-Петербургскую духовную семинарию, где рядом был Кронштадт, море, порт,  уходящие в дальние страны корабли… Все это достаточно сильно повлияло на Левицкого, заронило в душу мечту о дальних странах. В 1894 году, в возрасте 54 лет он приехал в Кронштадт, устроился  священником на корабль добровольческого флота (кстати, подбил его на это дело свояк – изобретатель радио Александр Попов, который в то время испытывал оборудование для военных кораблей) и три года ходил по морям, в Индию, Аравию, Цейлон, Китай. Свою коллекцию артефактов и фотографий он завещал городу, затем она перешла в наш музей.

Почему именно она легла в основу вашего проекта?

Возникла идея рассказать эту историю по-другому. Я сам много лет занимался преподаванием туризма, и как археолог много путешествовал, и даже затрагивал в своей кандидатской тему путешествий как культурного феномена. Было понимание, что эти вещи могут работать совершенно в  другом контексте, способны рассказать посетителям гораздо больше. В итоге после долгих перипетий мы решили на основе этой коллекции и других коллекций музея побеседовать со зрителем о путешествиях как о некоем явлении, культуре, состоянии души. И Левитский и его история для сегодняшнего дня очень актуальны: это про человека, который всю жизнь ждал своего большого путешествия и все-таки отважился на него.  Для нас это стало мегацелью: сделать выставку не просто рассуждением о путешествии, но  местом, где оно начинается. Чтобы люди не откладывали в долгий ящик свои мечты, а начинали их реализовывать прямо сегодня.

Люди сейчас достаточно много путешествуют. Вы хотите отправить их в какое-то особое путешествие?

Речь не о том, что мы хотим их куда-то отправить.  Дело в том, что сегодня в силу разных стереотипов массовой культуры и потребительских практик путешествие дает человеку гораздо меньше, чем оно может дать. Сегодня расстояния убиты авиаперевозками, а тотальная туристская реальность в виде одинаковых отелей и массового туризма полностью уничтожает этот изначально мощный познавательный, переворачивающий мир потенциал путешествия. Огромное количество людей сегодня ездят по миру со слегка притупленным взглядом, не понимая, что они тут делают. Приехав иногда просто потому, что подвернулась дешевая путевка или потому, что «туда все едут».

В XIX веке было иначе?

Тогда путешествия были большим, чем просто перемещением из точки А в точку Б. Считалось, что, если в путешествии ты не изменился как человек, это не было путешествием. Оно несло в себе чувства, впечатления, неизвестность – часто было непонятно, чем оно закончится. Нам было интересно посмотреть, может ли эта практика существовать сегодня. Может ли туризм стать путешествием? Может ли человек в процессе его достаточно сильно поменяться? Насколько вообще человек в путешествии способен открыть мир, удивляться ему? Можно ли эффективно путешествовать – с точки зрения своего личного смысла.

Чего не хватает сегодня путешественникам? Слишком много комфорта?

Не комфорт убивает путешествия.  Скорее, не хватает идеи. Когда сто лет назад появился туризм, в словаре он определялся как «путешествие из любопытства или с целью убить время». Такая фланерская цель. Сегодня один из способов более качественно путешествовать – иметь специфическую, свою цель, какую-то исследовательскую возможность. И тогда это будет экспедиция, поиск, развивающий пристальный взгляд, чреватый настоящими открытиями. На выставке мы как раз и стремились представить путешествие не «куда», а «как». Как некий режим, готовность удивляться, ожидание чуда. Мы собрали практики и прошлого века, и дня сегодняшнего,  которые показывают: настоящие путешествия возможны.

Какими способами вы пытаетесь навести людей на мысль о том, что путешествие должно быть осознанным?

Основная часть выставки  – частные истории екатеринбуржцев разных времен, выстроенные в некую выставочную структуру. В том числе, людей, которые сегодня живут в городе, ходят по его улицам. Это само по себе это оказывает сильное воздействие. Например, история женщины, которая, объехав много стран, в 70 лет прекрасно путешествует по Екатеринбургу, коллекционируя уличные урны… Другой способ, с помощью которого мы пытаемся сместить зрителей с точки равновесия – зоны участия. Например, в первом зале, который  назывался «Выбираем направление», была стена с вопросом «Что заставляет вас отправляться в путешествие?» Когда человек пытается ответить на вопрос, читает, что пишут другие – это уже практика, размышление о себе. В этом же зале в зоне, посвященной Георгию Левитскому, у нас стоял стол с двумя ящиками: один под названием «Долгий ящик», второй – «Пакую багаж». В первом мы собрали мечты о путешествиях (собрали их через соцсети), отложенные до лучших времен -- когда вырастут дети, выйду на пенсию, после, после… Мы предлагали посетителю найти – или добавить – свою мечту, и переложить в ящик «Пакую багаж». То есть сделать шаг к превращению мечты в реальность. Такое коллективное воздействие: человек заражается общей страстью открывать мир. И пытается встроить себя в этот контекст.

Получилось?

Мы провели мониторинг, собрали более 300 анкет и выяснили, что выставка очень сильно работала с мотивационной точки зрения. Один из самых популярных отзывов звучал так: «Продаю диван – покупаю байдарку». Буквально сейчас выставка путешествует по Уралу, наши коллеги рассказали нам, что недавно приходили две бабушки 77-ми лет, два часа побыли и решились поехать путешествовать.

Выставочная структура у вас разбита на пять частей – «Родиться», «Выбрать направление», «Решиться», «Открыть другой мир» и «Вдохновить других».

Мы собрали все истории в своеобразную биографию человека, разделив ее на пять этапов. Например, среди прочего есть история директора одного из музеев Екатеринбурга Ларисы Катаевой, которая родилась в доме на железнодорожной станции и помнит с 5 лет проходившие мимо поезда. Как она выходила на перрон и махала рукой поездам и очень расстраивалась, что мало кто махал в ответ… Самые сильные истории в разделе «Решиться», мы выстроили их по возрастам. Самая «младшая» история появилась случайно – когда мы делали открытие в тестовом режиме, пришла девушка и принесла экспонат: вырезку из екатеринбургского журнала «Стольник», а на обратной стороне – статья о том, как один американец в 37 лет понял, что его детские мечты о покорении мира уходят в офисную биографию, махнул рукой и начал новую жизнь. С этой статьи и началась новая биография этой девушки, которая примерно так же и поступила… Или история о том, как 25-летний парень пришел из армии, не знал, чем заняться, друзья позвали в путешествие. Они стартовали с реки Чусовой на обычных парусных катамаранах и дошли до Барселоны. После этого он связал свою жизнь с морем, стал работать в компании, производящей парусники, стал сертифицированным шкипером.

Скептики обычно возражают: все равно от себя не уедешь. Что вы можете им ответить?

Мы хотим, чтобы люди не уезжали от себя, а возвращались к себе. Очень много людей, имея свои мечты, потом их хоронят. На выставке была антиисторя -- открытка с белым теплоходом и надписью на обратной стороне: «Раечка, на нем мы в будущем году совершим свадебное путешествие, билеты я заказал в люкс. Николаев, 1967 год». Дальше началось то, что бывает с большинством из нас: в тот год не получилось, на следующий – тоже, потом дети, работа… В общем, открытка всю жизнь простояла на буфете и стала символом нереализованного путешествия. На выставке было две двери – одна в следующий зал, а другая - в тупик с этой открыткой. Своеобразная психотерапия. Не уйти от себя, а может быть, вспомнить что-то о себе, желание открывать мир, которое во многих из нас заложено, жить с открытыми глазами. Детская наивная способность удивляться – ее можно пробудить. Можно искать свой способ открывать мир, выжимая из путешествия все, что можно.

У вас лично получается?

Не зря прошел год проекта и встречи с путешественниками города. В этом году мы сами решились на кругосветку — вписали ее в большой проект «Екатеринбург. Точка сборки» к юбилею города. Одна его половина – кругосветное путешествие, во время которого за 8 лет должны проехать все континенты мира. Официально хотим начать экспедицию с Кронштадта, как Левитский. Надеюсь, как и у него, у нас все получится. 

 

http://co-museum.ru/ - описание проекта и истории путешествий

http://museum-of-travel.ru/ - артефакты и виртуальный тур по выставке