«Человеку надо рассказывать о творчестве столько, сколько он учится - то есть всю жизнь»

 С некоторых пор ростовчане знают об истории вещей больше, чем жители других краев и областей России. В культурную афишу Ростова-на-Дону несколько лет назад прочно вошли лекции, проводимые в трех музеях города: университетском естественнонаучном, художественном и краеведческом. Там  можно узнать, почему человечество тысячелетиями упорно изобретает ароматы, как создавалась одежда, откуда взялись мыло, зубная паста, упаковки для продуктов и еще десятки привычных предметов. Лекции собирают стабильную аудиторию, а курс о поучительной истории изобретений является частью программы педагогического образования в университете. Грант фонда Потанина, выигранный в конкурсе «Меняющийся музей в меняющемся мире», стал важнейшей вехой на пути проекта к успеху. Как это было, рассказывает автор проекта «Человек изобретающий», доцент кафедры химии природных и высокомолекулярных соединений Южного федерального университета Михаил Клецкий.

Как возникла идея проекта?

Идея рассказать людям о творчестве, о его высших проявлениях в виде инноваций, о великих изобретениях появилась в 2008 году. Здесь, в Ростове-на-Дону, в энергично реформируемом Южном федеральном университете был создан нашими усилиями Естественнонаучный музей. Для его работы нужна была идея. Поскольку музей создавался в учебном заведении, естественно возникла мысль с его помощью давать образование, соответствующее духу времени, его вызовам. В фокусе проекта - современный взгляд на творчество поколений, нестандартный рассказ об удивительном мире обычных вещей, о том, как они появились, когда, где и, что очень важно, почему и кем были созданы.  Мы редко задумываемся о происхождении линейки и красок, гвоздя  и скотча... А история их появления интересна и поучительна. За каждой вещью - масса работы, трудных судеб, прозрений и ошибок. Задумывая проект, мы не хотели ограничивать себя только студенческой или школьной аудиторией - человеку надо рассказывать об истории творчества столько, сколько он учится - то есть всю жизнь.

Почему вы сделали ставку на частные деньги, подав заявку на конкурс Благотворительного фонда В.Потанина?

Честно говоря, мы не очень задумывались, какие именно это деньги, частные или государственные. Нам было важно проверить и реализовать идею. Впервые мы ее опробовали в 2008 году, подав заявку на конкурс фонда «Династия». Меня поразило, что наш совершенно сырой проект попал сразу в полуфинал. Я понимал, что выиграть мы не сможем – мы делали только первые шаги. И в 2009 году пошли дальше,  на конкурс «Меняющийся музей в меняющемся мире» фонда Потанина. Прошли полуфинал и опять не выиграли, и только в 2010 году получили, наконец, грант. И самое важное - мощную интеллектуальную поддержку экспертов.

Как выигранный грант повлиял на судьбу проекта?

Это было крайне важное событие для всех. Ведь мы получили почву под ногами, наши мысли поддержали профессионалы-искусствоведы, историки, музейщики. Мне очень понравилась идеология работы с музейными проектировщиками, сама среда конкурса, когда участникам, в первую очередь, помогают оттачивать идеи. Такая «разминка» проекта оказалась для нас самым важным моментом. Деньги заканчиваются через год, а работоспособный проект и навык его создания остается. 

Почему все-таки музей, а не просто лекции, которые вполне логично вписались бы в университетскую среду?

Ключевые участники проекта – профессиональные университетские преподаватели, ученые. И то, что нам всегда недоставало – это отсутствие в лекциях логики рождения идеи, рождения знания, той самой «эврики», без которой нет движения цивилизации вперед. По сути, в проекте мы как бы дополнили, достроили, расширили традиционный университетский способ передачи знаний изложением логики творчества, вышеупомянутыми «кто», «где», «когда» и «почему». А логика творчества лучше всего передается именно в музейной среде. В конце концов, «мусейон» -  храм муз, и не одной, а девяти, и все они, так или иначе, были взаимосвязаны. Музей дал, к тому же, возможность прямого общения с предметами. Когда человек видит вещь, может потрогать ее или даже сделать своими руками, происходит активное вовлечение его в историю вопроса, в логику изобретательства, в процесс рождения идеи. Это совсем не то, что можно прочитать  или посмотреть с экрана телевизора или монитора. Так же как «путешествие» у телевизора не может сравниться с реальным.

Ваши мероприятия - это лекции или шоу?

Это не обычные лекции, мы разработали целую интерактивную программу. Сейчас представляем ее на нескольких площадках. Со школьниками, конечно же, в Естественнонаучном музее Южного федерального университета, в университетском кампусе. Это правильно, поскольку ЮФУ получает при этом потенциальных абитуриентов. Например, у нас учатся студенты 3-4 курсов, которые когда-то впервые пришли сюда именно на «Человека изобретающего». Работаем и на территории школ. Мы – это группа людей примерно из десяти человек, не считая студентов и сотрудников университета, которые просто помогают проекту. Музеи изобразительных искусств и краеведения тоже участвовали в «Человеке изобретающем» в 2010 году (средства были распределены между тремя музеями). Сейчас мы выступаем в основном в краеведческом музее. «Человек изобретающий» из музейного проекта превратился в целую программу для разных ступеней образования. Это всегда активный разговор, общение с аудиторией, допускающее всевозможные «Как вы думаете?», «Как вы считаете?» или  «Обратите внимание». Это и много тщательно продуманных экспериментов, интерактива. Например, говоря об истории изобретения ароматов, мы рассказываем, как друиды бросали в огонь можжевельник, что и демонстрируем зрителям; рассказывая о появлении мыла, предлагаем зрителям сделать его самим по старинным методикам. Рассуждая о великих экспериментах Ньютона, воспроизводим их по оригинальным чертежам. Зрители прямо во время лекции участвуют в экспериментах, которым иногда тысячи, а иногда всего несколько лет.

Вы хотите сказать, что можете разжечь огонь в зале музея, чтобы бросить туда благовония?

Можем - очень аккуратно, в строго закрытом со всех сторон тигле или фарфоровой чашке. Люди, работающие в проекте — профессионалы, они очень хорошо понимают, что можно показать, а что нет. Конечно, музейные пространства накладывают свои ограничения, но здорово то, что даже будучи ограниченными в возможностях, мы все-таки находимся в музейной экспозиции, которая органично включается в контент встречи. Именно потому лекция всегда происходит в нужных исторических декорациях, нередко в разных залах. Ну а те эксперименты, которые мы принципиально не можем показывать по технике безопасности, вошли в трехсерийный фильм «Изобретение света».

Он был снят на средства гранта Фонда?

Первый фильм «Удивительный мир обычных вещей» (есть в свободном доступе в сети) мы сняли еще в 2009 году. Деньги тогда выделил университет. А в 2010 году на средства Фонда и ЮФУ мы сняли трехсерийный фильм «Изобретение света». В нем мы показали все, что не можем демонстрировать в музейной аудитории: лазерный луч и ацетиленовые лампы, огниво и газовый свет.   Кстати, луч лазера лучше всего виден в парах аммиака (нашатыря). Помню, как мы снимали с участием физиков этот эпизод здесь, в университете. Нужно было накопить в закрытом объеме побольше едких паров, очень быстро, чтобы не задохнуться, снять ход лучей (это была модель лазерного замка из фильма «Как украсть миллион») и выбежать на свежий воздух…

Сейчас фильм показывают на телеканалах Ростовской области, в естественнонаучных школах при МГУ, ЮФУ и других вузах, во многих средних школах. Фильм размещен в интернете в свободном доступе. С наглядными пособиями для проекта и фильма в частности нам всегда помогали партнеры из Версальского университета (мы с ними сотрудничаем много лет). Они, к тому же, страстные коллекционеры, увлечены историей, популяризацией науки. Помогают находить в парижских букинистических лавках и на блошиных рынках книги, иллюстрации, предметы, которые теперь «живут» здесь, в проекте «Человек изобретающий» и Естественнонаучном музее ЮФУ.

Много народу приходит на лекции?

Иногда слишком много. Понимаете, аудитории-амфитеатра в Музее краеведения нет, и тем, кто сидит далеко, приходится во время интерактивных эпизодов вставать и подходить ближе. Разумеется, с этим ничего не поделаешь, но все равно, когда вокруг столько интересного, - и античные, и средневековые вещи, и хорошая живопись, - никто не жалуется на неудобства. В основном это взрослая аудитория, детей меньшинство (правда, всегда самое активное), - мы ведь традиционно приглашаем посетителей «на ноктюрны», в 19.00. Так что наша аудитория - это работающая молодежь, семейные посетители, студенты, немало и людей старшего поколения. Оказалось, каждый возраст может найти что-нибудь важное и полезное, и мы должны выбрать такой язык общения, который был бы интересен и понятен всем.

Грант закончился. Проект живет – как вам это удается?

Я считаю, самое главное в любом проекте не столько выполнить обещанное и отчитаться, сколько подготовить «долгоиграющую историю», дать проекту длинную жизнь. Сейчас мы ничего не делаем специально для его продвижения. И зрители, и СМИ (в том числе столичные, например, ОТР и «Культура»), и партнеры находят нас сами. Конечно, сообщаем о каждой лекции на сайте Южного федерального университета.  Сильно помогли и фестивали науки, проводимые с нашим участием в Ростове и Москве, и социальные сети - у группы «Человек изобретающий» ВКонтакте много подписчиков. Недавно мы полностью реконструировали и сейчас запустили новую версию сайта Естественнонаучного музея www.museion.ru, где всегда оперативно и в полном объеме представлена информация о музее и, конечно, о программе. И еще: некоторые музейные лекции отсняты телевидением и систематически демонстрируются в образовательных телепрограммах. Одним словом, популярность проекта начала самовоспроизводиться, он стал устойчивым брендом.

Вы говорили, что тема оказалась настолько востребованной, что ее включили в образовательную программу университета.

«Человек изобретающий» уже три года является обязательным курсом для студентов педагогического направления университета. Курс входит в систему образования Областного института повышения квалификации учителей, преподавателей естественных и гуманитарных наук, и в ближайшее время станет обязательным общеобразовательным и для всех бакалавров ЮФУ.

Как выглядит «хозяйственная» часть проекта?

Лекции в музее краеведения платные - так и задумывалось, что проект должен выйти на самоокупаемость. Зрители платят за билеты. Курс в университете конечно бесплатный, в рамках учебной нагрузки, но администрация ЮФУ находит способы вознаградить нашу  работу через всевозможные премии, надбавки и т.д. Что касается школьников, для них это всегда бесплатно, но если они хотят сделать пожертвования в экспозицию, это приветствуется. Например, недавно школьники подарили очень старый флакон от тройного одеколона, и этот почти ушедший аромат на лекциях был весьма кстати.

Как вы представляете себе будущее проекта?

Хотелось бы получить постоянную площадку, подобную той, что я видел в лондонском Доме Фарадея (Royal Institution), где мог бы состояться и интерактив, и демонстрационные эксперименты, и лекции. В перспективе хочется увидеть проект в   программах средних школ, чтобы он распространялся на самую широкую аудиторию, и чтобы поддерживала его не только наша группа, но и учителя, и музейное сообщество. А еще снять новые научно-популярные фильмы – идей много!

Что, по-вашему, самое важное для успешного проекта?

Важно все, что обсуждается на проектных семинарах. После хорошей идеи я бы выделил команду проекта. Невероятно трудно найти людей, которым интересно работать творчески, придумывать, предлагать. Нам просто повезло - достойную команду удалось собрать. В ней блестящие, креативные специалисты, в том числе, кандидаты и доктора наук. Например, химик-энциклопедист, который проводит лекции по истории фотографии и заодно реставрирует для проекта экспонаты. Сейчас он восстанавливает один легендарный флакон. Так вот, для того, чтобы приклеить к нему «родную» этикетку, он приготовил специальный клей, гуммиарабик, из вишневой камеди по рецептуре начала ХХ века, чтобы все было абсолютно аутентично! Кстати, в цикле «Человек изобретающий» нет двух одинаковых или даже похожих лекций - некоторые посетители ходят к нам второй или третий год подряд, и мы хотим, чтобы им было по-прежнему интересно.