Екатерина Хмельницкая: в кладовой императорского фарфора

Коллекция русского фарфора Государственного Эрмитажа уникальна тем, что в ней хранятся подлинные вещи, которые находилось в сервизных и фарфоровых кладовых Зимнего дворца с конца XVIII века по начало XX века. Ими пользовались члены императорской семьи. Историю царской посуды многие годы изучает старший научный сотрудник отдела русской истории Эрмитажа Екатерина Хмельницкая. В 2014 году она защитила докторскую диссертацию, посвящённую скульпторам императорского фарфорового завода. За эту работу, на которую ушло около 10 лет, Екатерину поощрили грантом Благотворительного фонда В. Потанина.

– Фарфор можно назвать зеркалом эпохи, – считает Екатерина Хмельницкая. – Казалось бы, безликая чашка или тарелка, а на самом деле этот предмет иногда дает много знаний. С точки зрения живописи и сюжетов, фарфор сразу же реагирует на все, что происходит в обществе – в культурном, социальном или политическом плане. Например, начало XIX века – период правления Александра I. Самым важным в жизни государства того времени была освободительная война с Наполеоном. И на сервизах, тарелках появляются бесконечные изображения императора, фельдмаршалов и героев войны 1812 года.

В Эрмитажной коллекции хранятся уникальные экспонаты, часто выполненные в единственном экземпляре на Петербургском императорском фарфоровом заводе, основанном Елизаветой Петровной в 1744 году. Старейшее производство в России отличается от всех остальных в мире тем, что это была придворная мануфактура. Всё здесь делалось ограниченным тиражом для членов императорского двора и дипломатических подарков. То есть вплоть до 1917 года это было элитное, эксклюзивное производство.

­­­– Я изучала творческие биографии выдающихся скульпторов этого завода, – рассказывает Екатерина. – Сохранились, например, воспоминания главного технолога Качалова, который писал в начале XX века о том, что изготавливались две одинаковые вазы, затем проходила художественная комиссия, выбирали лучшую, а вторую разбивали – для того чтобы изделие больше не повторялось. И таких историй достаточно много.

Общение с историческими вещами доставляет Екатерине огромную радость. Она родилась в семье искусствоведов и пошла по стопам родителей – окончила искусствоведческий факультет Санкт-Петербургского государственного университета. Как шутят друзья: «Она выросла во дворце!», что правда: уже в старших классах Екатерина подрабатывала экскурсоводом во Дворце великого князя Владимира Александровича, где работала мама. Екатерину многое связывает с этим дворцом (ныне - Дом учёных): она работала здесь методистом, когда была студенткой, и все ее первые научные работы посвящены этому месту. В том числе, в 2006 году она защитила по нему кандидатскую диссертацию.

– Мой приход в профессию был очень органичным, – делится Екатерина. – И попадание в Эрмитаж – это, скорее, воля судьбы. Я не думала, что буду заниматься фарфором, я всегда хотела заниматься русским искусством и прикладным искусством. Но сейчас я действительно с радостью хожу на работу, и больше всего меня привлекает в ней научно-исследовательский аспект. Я стремлюсь установить своего рода диалог с вещью, который позволяет через некоторое время суммировать накопленные знания и сделать выводы о развитии фарфора, проследить творческую эволюцию мастера. У нас проходит огромное количество выставок, к которым мы пишем научные и каталожные статьи, карточки, освещаем разные аспекты бытования: как развивался фарфор, как отражался в нем вкус императриц, как накрывали столы и т. д.

Хранилище коллекции русского фарфора и керамики находится в интересном историческом помещении: в бывшей ванной комнате императрицы Александры Федоровны – супруги Николая I. Императорский фарфор здесь рассортирован по периодам царствования, и можно отчетливо проследить, как со временем менялись вкусы правителей. Екатерина Хмельницкая может с увлечением рассказывать об особых царских заказах к значимым событиям, показывать любимые фарфоровые статуэтки или вазы с военной батальной росписью. Кстати, военные сцены на русском императорском фарфоре – новая научная тема, которой занялась молодая ученая.