Культура участия в музее: освоение и применение
2-3 декабря 2013 г. в Свердловском областном краеведческом музее Екатеринбурга в рамках проекта «Искусство путешествий» пройдет образовательный семинар «Актуальные стратегии взаимодействия с музейным посетителем. Музейный краудсорсинг («культура участия») и продвижение в социальных сетях».
В 2013 г. проект «Искусство путешествий» стал победителем X грантового конкурса музейных проектов «Меняющийся музей в меняющемся мире» Благотворительного фонда В. Потанина в номинации «музейные исследования». Конкурс проводится при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и оперативном управлении Ассоциации менеджеров культуры.

Участники семинара получат представление о «культуре участия», в духе которой реализуется проект «Искусство путешествий», о зарубежных и российских примерах аналогичных по подходу проектов, а также познакомятся с информацией о специфике социальных сетей как инструмента вовлечения посетителя в музейные проекты.
Основой проектной части семинара станет работа с кейсом в виде проекта «Искусство путешествий», что связано с основной целью мероприятия - привлечение музеев Свердловской области к партнерскому участию в этом проекте.

«Искусство путешествий» (август 2013 – август 2014 г.) предполагает исследование и актуализацию коллекций музея XIX-XX вв., связанных с тематикой путешествий. Особенностью проекта является широкое вовлечение зрителя (путешественников Екатеринбурга) в процесс осмысления коллекции и создания итоговой выставки. Вместе с ними, используя фокус-группы, конкурсы идей, интервью и обсуждения в социальных сетях, музей планирует выйти на вопросы, волновавшие путешественников во все времена, найти узловые моменты, значимые для туристов разных эпох, типов, традиций.

Образовательный семинар раскроет основы такого подхода к созданию выставки, продемонстрирует музеям его преимущества и особенности.
В качестве отправной точки развития проектов в духе «культуры участия» музеям-партнерам на семинаре будет предложено посмотреть по-новому на свои коллекции через значимую для современного общества туристскую проблематику. Взглянуть на свои артефакты глазами посетителя. Найти ракурс, актуализирующий эти предметы в контексте запросов, потребностей, проблем современного путешественника.

Протестировать же эффективность своей интерпретации музеи смогут, представив в январе-марте 2014 г. свои артефакты в группе «Искусство путешествий» ВКонтакте и на фокус-группах проекта.

Отметим, что на Урале семинар по проблемам музейных проектов в духе «культуры участия» проводится впервые. В качестве ведущих привлечены практики-эксперты международного уровня:
• Ирина Лейфер – музеевед, преподаватель Рейнвард Академии (г. Амстердам, Нидерланды), куратор музейных проектов в логике культуры участия: Российско-Нидерландский проект «Музеи «новых городов»: идентичность, имидж и культура участия» (Зутермеер-Находка, 2012-2013), Российско-Нидерландский проект «Путеводные истории Коломны» (Коломна, 2013 г.), «Передвижной музей одежды» (Амстердам, 2013-2014);
• Александр Зиновьев – стратегический планер (Digital Strategist) ведущего на Урале рекламного агентства «Дельтаплан»   (г. Екатеринбург);
• Алексей Глазырин – председатель Совета директоров группы компаний «Ньютон», вице-президент Российской Ассоциации по связям с общественностью.

Дневник проекта «Искусство путешествий»: http://museum.fondpotanin.ru/diaries/18264/description/

Контактная информация:
Свердловский областной краеведческий музей,
г. Екатеринбург, ул. Малышева. 46 

За дополнительной информацией обращайтесь:
Сергей Каменский, руководитель проекта «Искусство путешествий»
тел.: +7 (902) 265 22 05, skam81@yandex.ru

Юлия Смольченко, информационная поддержка
программы «Меняющийся музей в меняющемся мире»,
тел.:+7 (968) 542 52 88; pr.amcult@gmail.com