Ролевая игра «Лубок в тему»
2 марта 2013 г. в 12.00 в Вологодском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике (г. Вологда) в Юго-Западной башне Вологодского кремля состоялась вторая ролевая игра по проекту «Се вид Отечества, лубок».

В 2012 г. этот проект стал победителем IX грантового конкурса музейных проектов «Меняющийся музей в меняющемся мире», который проводит Благотворительный фонд В. Потанина при оперативном управлении Ассоциации менеджеров культуры, в номинации «Музейные исследования».

Цель игры - участие подростковой и молодежной аудитории в обсуждении музейного проекта, анализ содержания проекта и перспектив его развития. Первая подобная игра проходила 15 декабря 2012 года и вызвала много положительных отзывов среди ее участников.
В игре «Лубок в тему» 2 марта 2013 года приняли участие старшеклассники БОУ ВО «Вологодский многопрофильный лицей» и студенты Вологодского государственного педагогического университета (филологического факультета и факультета иностранных языков и культур). В процессе игры участники разделились на семь команд и в соответствии с их «легендами» представляли разные социальные группы общества.
Ведущим игры стала Юлия Вячеславовна Веретнова (руководитель проекта «Се вид Отечества, лубок»). В качестве координаторов команд, в состав которых вошли участники игры, выступили педагоги и музейные сотрудники:
- группа «музей» - Людмила Алентиновна Якушева (доцент кафедры теории, истории культуры и этнологии ВГПУ, кандидат культурологии);
- группа «журналисты» - Ольга Леонидовна Яшутина, педагог БОУ ВО «Вологодский многопрофильный лицей», Мария Сергеевна Ведясова, педагог БОУ ДОД ВО «Центр дополнительного образования детей»;
- группа «семья» - Елена Анатольевна Дзюба, педагог МОУ СОШ № 20;
- группа "бизнес" - Ольга Сергеевна Чуйкова, заведующий библиотекой БОУ ВО «Вологодский многопрофильный лицей»;
• группа «пенсионеры» - Надежда Александровна Кутекина, старший научный сотрудник ВГМЗ;
- группа «молодежь» - Нина Сергеевна Смелкова, заведующий филиалом ВГМЗ – музеем «Литература. Искусство. Век ХХ»;
- группа «власть» - Илья Эльвинович Чернаков, научный сотрудник ВГМЗ, кандидат филологических наук.
Между участниками игры велась дискуссия, о том, что такое современный музей. У команд «пенсионеры» и «молодежь» родился образ музея, заключенный в триаду «Сундук – чемодан – рюкзак», в которой категории «старинное» и «мобильное» соседствуют друг с другом. В процессе игры обсуждался логотип проекта «Се вид Отечества, лубок» и проводились сравнения лубков XIX века и работ современных художников. Команды должны были дать определение, «что такое лубок», используя предложенные материалы: цитаты о лубке из текстов XIX - XX веков
- художественных (П.П. Ершов "Конек-горбунок, А.С. Пушкин "Станционный смотритель", Н.В. Гоголь "Портрет", Н.А. Некрасов "Кому на Руси жить хорошо"),
- публицистических (Воскресенская церковь в селе Устье Кадниковского уезда Вологодской губернии. Исторический очерк. - Сост. А.Розанов. - Вологда, 1903.; Рязанская губерния. Русское кружево и русские кружевницы. Исследование историческое, техническое и статистическое Софьи Давыдовой. - СПб., 1892., А.С. Серафимович. Русские ведомости, 1912.)
- научных (А.А. Котляревский. Взгляд на старинную русскую жизнь по лубочным изображениям. // Сочинения. - СПб., 1889. Т.1., М.Ф. Ларионов. Предисловие к каталогу выставки лубка. 1911., Н.М. Зоркая. На рубеже столетий. У истоков массового искусства в России 1900-1910 гг.- М., 1976.).
Для каждой команды были предложены разные, не повторяющиеся с другими командами, цитаты и копии самих лубочных картинок. Группы должны были сформулировать ответы на вопросы:
- Почему лубок был так популярен у русского народа на протяжении нескольких веков? -
- Какую функцию он выполнял?
Ответы и определения давались с точки зрения разных социальных групп:
- произведение искусства, явление культуры (команда «музей»);
- предмет торговли (команда «бизнес»);
- средство массовой коммуникации (команда «журналисты»);
- предмет быта, средство информации, развлечения (команды «пенсионеры», «семья»);
- средство пропаганды и одновременно средство распространения вольных мыслей (команда «власть»);
– старинный комикс, фотожабы и демотиваторы в Интернете (команда «молодежь»).
В конце игры после того как всеми командами были выполнены задания игры и прошла дискуссия, было проведено открытое голосования среди всех участников за понравившуюся команду. Победителем игры стала команда «семья».
Впервые принявшие участие в игре старшеклассники и педагоги БОУ ВО «Вологодский многопрофильный лицей» предложили организаторам игры провести серию подобных образовательных игр с другими учащимися лицея.

Cсылка на Дневник проекта на сайте: http://museum.fondpotanin.ru/diaries/16765/description/

Группа «ВКонтакте»: http://vk.com/id2364526#/ofeni

Контактная информация:
Адрес: 16000, г. Вологда, ул. С. Орлова, 15.
Моб. Тел.: +7 921 530 99 14
E-mail: ula8406@mail.ru
Контактное лицо: Юлия Вячеславовна Веретнова – старший научный сотрудник Вологодского государственного музея-заповедника, руководитель проекта «Се вид Отечества, лубок»

Менеджер проекта «Се вид Отечества, лубок»
Алексей Сергеевич Антошин, +79218493171, se-vid-otechestva-lubok@yandex.ru