"Путешествие в страну людиков" - опыт лучшего реализованного проекта
В 2010 г. Музей Кондопожского края получил грант на реализацию проекта «Путешествие в страну людиков» в результате участия в VII конкурсе «Меняющийся музей в меняющемся мире», номинация «Музейные исследования». Этот общероссийский конкурс проводит Благотворительный фонд В. Потанина при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и оперативном управлении Ассоциации менеджеров культуры. 
«Путешествие в страну людиков» - пример современного этнокультурного проекта, который реализовал небольшой муниципальный музей на территории своего района в 2010-2011 гг. 

Разработчики проекта – Ольга Локтева (руководитель проекта, директор Музея Кондопожского края), Денис Кузнецов (Национальный музей Республики Карелия, Петрозаводск), Олег Николаев (альманах «Русский мир», Санкт-Петербург), Сергей Касьянов (КМОО «Триас», Петрозаводск). 
Вместе с Музеем Кондопожского края в проекте участвовали Администрация Кондопожского муниципального района, Национальный музей Республики Карелия , карельская молодежная общественная организация «Триас», Центр культурных инициатив Республики Карелия, другие организации и индивидуальные лица.

Основная проблематика проекта

Карелия является исторической территорией проживания финно-угорских народностей: карелов и вепсов. Среди карелов в республике выделяют три этнические группы: собственно карелы (беломорские карелы), ливвики (олонецкие, приладожские карелы) и людики – прионежские карелы. Людики проживают на территории Кондопожского, Пряжинского районов и в селе Михайловское Олонецкого района. Людиковский диалект карельского языка возник в условиях долгого исторического соседства карелов и вепсов. Процесс формирования людиковского языка и культуры был осложнен процессами промышленного освоения территории проживания людиков, которое происходило в XVIII-XX вв. Петрозаводск – столица Карелии, и город Кондопога, центр Кондопожского района, расположены на исторической земле людиков.

Язык и культура людиков являются наименее изученными, и угроза их исчезновения стоит наиболее остро - людиков по неофициальным данным финских исследователей осталось около 5000 человек, и не более 1000 являются носителями языка. 

Проблемы, с которыми работает проект:
- идут процессы сокращения коренного финно-угорского населения в Карелии в целом (финно-угры составляют 13% населения республики) и исчезновения языка, утраты национальной идентичности карелов-людиков в частности; 
- культура людиков мало известна, ей уделяется незначительное внимание на фоне культур других этнических групп карельского народа; она слабо выражена, остаточно существует лишь в традиционных воплощениях (хоровое пение, праздники, обряды) и не выражается в современных культурных формах; 
- исторически сложилась, что культура горожан, проживающих в районном центре - Кондопоге (градообразующим предприятием является целлюлозно-бумажный комбинат, построенный в 1930-х гг.) ориентирована на универсальные формы культурного потребления. В социокультурной сфере города и района недостаточно используется потенциал места (культурный ландшафт, традиционные этнические культуры); 
- развитие туризма в Кондопожском районе не учитывает этнокультурные особенности, т.к. они недостаточно изучены и проанализированы в контексте развития территории; 
- краеведческой работе нужны новые подходы, объединение усилий сотрудников музеев, учреждений культуры, науки, образования, общественных организаций и т.д. 

Результаты проекта

Проект направлен на открытие "страны людиков" широкой общественности, формирование интереса к людиковской культуре, стимулирование проектов и иных инициатив в целях сохранения и развития этнической группы и территории проживания людиков. 

В рамках проекта ставилась задача показать (визуализировать) мир карелов-людиков разными средствами. Это нужно, чтобы определить степень сохранности и своеобразие культуры - в широком смысле: язык, культурный ландшафт, бытовой уклад и др. Это позволяет самим карелам-людикам взглянуть на себя со стороны, глазами внешнего наблюдателя, осознать ценность и значимость своей культуры.

Проект начинался с полевых исследований, основанных на совместной работе исследователей и художников. Участие в проекте представителей сферы искусства не случайно. Существует проблема создания этнической культуры в современных формах, востребованных городским населением. Сегодня людики - это по преимуществу городские жители, проживающие в Кондопоге, Петрозаводске, Хельсинки. Их карельская идентичность актуализируется летом, когда многие людики приезжают в родные деревни, где они родились сами или проживали их родители. Разработчики проекта рассчитывали на культурный импульс местным сообществам со стороны петрозаводских и петербургских художников, фотографов, кинематографистов и музыкантов, которые участвуют в проекте. 

Деятельность по проекту также включила создание и работу выставок, документального фильма «Людики», компьютерных фотопрезентаций, семинаров, публикаций в интернет и СМИ. В том числе появились публикации на людиковском языке. В одном из номеров газеты «Lyydilaine» опубликованы статьи о проекте. Результаты проекта послужат основой для следующих статей этой газеты.

Экспедиция 

С 9 по 21 августа 2010 г. состоялась экспедиция исследователей и художников по деревням Кондопожского района – территории исконного проживания карелов-людиков. Экспедиция работала в Спасской Губе, Декнаволоке, Мунозере, Вохтозере, Юркострове и Лижмозере. Руководил экспедицией Олег Николаев, кандидат филологических наук, исследователь, научный редактор альманаха «Русский мир» (С.-Петербург). Участниками исследовательского отряда экспедиции стали Д. Кузнецов и С. Касьянов, фотографы Вадим Лурье (С-Петербург), Виталий Голубев (Петрозаводск). 

Группу художников возглавил Сергей Терентьев, зам. директора Центра культурных инициатив Республики Карелия. В экспедиции участвовала киногруппа – режиссёр Ксения Охапкина и оператор Александра Латышева (С.-Петербургский университет кино и телевидения). 

Участники экспедиции провели полевые исследования традиционной культуры (этнография, фольклор, устная история), записали десятки интервью, сделали тысячи фотографий, собрали и передали в Музей Кондопожского края более 200 музейных предметов этнографического характера, полученных в дар от местных жителей. 

В ходе экспедиции стало ясно, что карелы-людики вполне осознают свою «людиковость» – отличия от ливвиков и собственно карелов. В первую очередь это выражается в своеобразии людиковского языка. Представители старшего поколения ещё владеют родным языком, несмотря на то, что у них всё меньше возможностей пользоваться им. Также они с лёгкостью обозначают географию расселению карелов-людиков: «такие карелы как мы живут в таких-то деревнях, а дальше – там уже другие карелы, не такие как мы». При этом в общении на людиковском языке не использовался по отношению к себе термин «карел», а именно «людик».

Выставки 

Экспресс-фотовыставка по результатам экспедиции «Путешествие в страну людиков» (Кондопога, сентябрь – октябрь 2010; Юркостров, февраль 2011; Петрозаводск, март-май 2011) представляет взгляд фотографов В. Лурье и В. Голубева на людиковские деревни Кондопожского района. Авторы выставки обращают внимание на моменты жизни, детали быта и интерьеров, которые кажутся обыденными и привычными. Но при детальном рассмотрении они обретают особый смысл и значение. Всматриваясь в лица людей, мы вдруг начинаем замечать их сходство. Это не близкое и прямое родство, а некое дальнее, как родство народности или этнической группы. Это – карелы-людики.

Художественная выставка «Путешествие в страну людиков» состоялась в Петрозаводске в январе 2011, и Кондопоге в марте-апреле 2011 г.
По словам С. Терентьева, куратора художественной линии проекта, выставка обобщила впечатления, размышления, вопросы, ощущения художников, быть может, лежащие вне поля точного научного знания, но имеющие прямое отношение к образному миру карелов-людиков, мифу о них, метафизическому образу места и его истории. В экспедиции художникам пришлось принять на себя роль медиаторов, «приборов», фиксирующих почти невидимое уже антропологическое культурное пространство, излучающее затухающий культурный фон, эмоционально его усиливать, определяя источник и направление сигнала. Представленные на выставке образы очертили рамки территории данного творческого исследования – от позитивных попыток представить будущее, в котором продолжает жить культура людиков, до драматического переживания утраты самобытного мира и невозможности уловить его исчезающие черты. 

В проекте приняли участие 10 молодых авторов из Петрозаводска и С.-Петербурга: Наталья Егорова, Денис Волгин, Владлена Громова, Артём Парамонов, Антонина Юфа, Екатерина Крупнова, Иван Смирнов, Екатерина Соловьёва, Дина Четвертная и Павел Куделькин. Выставка представила работы, выполненные в разных техниках: от традиционной живописи и графики, до видео-арта и дизайна.

Выставки «Как кузнец Илмалиннэ свататься ездил» и «Страна людиков: опыт визуального словаря» рассказывают о прошлом и настоящем культуры карелов-людиков. Открытие 28 июня 2011 г. сразу двух выставок в Музее Кондопожского края стало завершающим событием проекта «Путешествие в страну людиков». В тоже время, эти выставки открыли новую экспозиционную площадку музея, на которой планируется реализовать экспозиции, посвященные этнографии и локальным культурным традициям Кондопожского района. 

Д. Кузнецов и О. Николаев, авторы выставки «Как кузнец Илмалиннэ свататься ездил», исследуют связь истории, традиций и современности, выявляют локальное своеобразие людиковских традиций с одной стороны, репрезентацию в них общекарельских корней – с другой стороны.
Сюжет выставки основан на песне, записанной Николаем Лесковым, исследователем карельской культуры, со слов Елизаветы Туру, крестьянки деревни Бородин-Наволок Петрозаводского уезда. Запись песни с комментарием исследователя опубликована в журнале «Живая старина» в 1893 г. Е. Туру рассказала Лескову, что эта песня поется во время свадеб и «стоит только спеть ее, и тогда никакие колдовства не в силах будут испортить жениха или невесту». Как отмечал исследователь, «по содержанию и форме эта песнь очень напоминает руны Калевалы». Песня повествует о сватовстве кузнеца Илмаринена (Илмалиннэ) в царство Хидвида. Сборы и поездка кузнеца «по морю» и трудные задания, которые предлагает выполнить царь Хидвид, чтобы получить его единственную дочь, прекрасную Муардёй-Дуардёй – вспахать змеиное поле, сотворить песней озеро – легли в основу выставки. Выставка строится на оппозиции «мужское-женское», которая интерпретируется как вечная игра мужского и женского начал в природе и культуре. Основные темы: свадьба и семья; мужские промыслы - кузнечное дело, земледелие, рыболовство и охота; женские занятия – изготовление ткани и одежды, приготовление пищи и др. 

Экспонаты выставки охватывают более чем вековой период – с кон. ХIХ в. вплоть до настоящего времени. Это предметы традиционных занятий и быта карелов из музейных и иных собраний, включая образцы, собранные экспедицией проекта. Для более полного раскрытия темы авторы выставки включили в нее отдельные предметы из других карельских и русских поселений Карелии. Особого внимания заслуживают инструменты и изделия карельских кузнецов из собрания Национального музея Карелии. Фотографии, представляющие людей и образ жизни, природу и культурный ландшафт, относятся к трем разным временным слоям. Это изображения 1890-1920-х гг. из музейных собраний и опубликованных записок путешественников по Олонецкой губернии – времени, когда когда еще не был разрушен традиционный крестьянский образ жизни. В частности, представлены фотографии экспедиции этнографического отдела Русского музея в Святозерский район под руководством Д. Золотарева (1929 г.) из фондов Национального музея РК. Послевоенные снимки 1950-1970-х гг. в основном являются материалами из семейных архивов, собранными экспедицией проекта. Современное состояние образа жизни и ландшафта людиковских поселений представлено фотографиями участников экспедиции. 

Саунд-трек выставки – это музыкальная интерпретация оригинального текста песни Е. Туру и более поздней аудиозаписи варианта песни о сватовстве Анастасии Никифоровой из Вохтозера (архив ИЯЛИ КарНЦ РАН). Авторы трека - Ольга Терехова, и Аркадий Соколов.
Авторы выставки выбрали сюжет о сватовстве кузнеца в качестве основы для выставки не только из-за достоинств фольклорного памятника – песни Е. Туру. Тема железа и кузнеца является специфической, «брэндовой» именно для культуры людиков Кондопожского района. Здесь издавна добывалось и обрабатывалось железо, а со времен Петра I действовали металлургические заводы, на которых работали местные жители. 
В качестве вступления к выставке «Как кузнец Илмалиннэ свататься ездил» подготовлен фотопроект В. Лурье «Страна людиков: опыт визуального словаря» . 

Выставка включает четыре объекта, сделанных в виде складных стендов. Это своего рода портреты деревень «страны людиков» (Спасская Губа, Вохтозеро, Юркостров, Лижмозеро), каждый из которых объединяет снимки жителей, улиц и домов, сцен из жизни и т.д. Концепция выставки основана на следующих тезисах: фотографирование – это составление визуального словаря окружающего мира; человек, и все, что к нему относится; дом, и все его предметы, событие и все его составляющие – единицы такого словаря. Здесь особая грамматика, нет привычного алфавита, отношения предметов выстраиваются особыми синтаксическими конструкциями. Коллекция изображений фотографа – тезаурус, из которого возможно извлекать нужную информацию. Анализ фотографий позволяет вычленить важнейшие элементы, основы жизни данной местности.
Дизайн и изготовление этих двух выставок выполнены Юрием Пермяковым и фирмой «Артнаволок» (Петрозаводск).

Семинары проекта

В рамках проекта состоялись два семинара – учебный и проектно-аналитический.

Учебный семинар «Современные комплексные методики школьных краеведческих исследований» был проведен О. Николаевым для учителей Кондопоги и Кондопожского района в Музее Кондопожского края 28-29 марта 2011 г. В ходе лекций и практических занятий школьные преподаватели познакомились с современными научными методиками этнографических, культурно-антропологических, регионоведческих исследований. 

30 марта – 1 апреля 2011 г. в Молодежно-культурном центре г. Кондопоги состоялся проектно-аналитический семинар «Этнокультурные особенности как ресурс развития территории». Руководитель семинара – Д. Кузнецов (зам. директора Национального музея РК, региональный координатор конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире»). 

В семинаре приняли участие представители администрации Кондопожского муниципального района, муниципальных и государственных учреждений культуры, науки и образования, туристского бизнеса, общественных организаций, СМИ из Кондопоги, Петрозаводска, С.-Петербурга, Москвы, Таллинна. 

Участники семинара выясняли значение этнокультурного фактора в решении социально-экономических проблем территорий и разрабатывали перспективные проектные идеи. Работа семинара включила аналитические доклады экспертов и координаторов, работу в пленуме и трех группах. 
Группа «Туризм и предпринимательство» представила проект «Людиковское железное кольцо» или «Кольцо Илмаринена». Проект предлагает сделать новый этнотуристический маршрут на основе предварительной работы по сбору и систематизации информации по наследию, выявления местных ресурсов, информирования и обучения населения, разработки локальных проектов каждого населенного пункта на маршруте, фирменного стиля и т.д. Интерпретация маршрута основана на местных исторических традициях добычи и производства железа. 

Группа «Исследования и образование» представила два проекта. 
Проект «Память ландшафта» направлен на противодействие негативным процессам разрушения природного ландшафта, утраты культурной памяти и локальной идентичности. Цели проекта – восстановление механизмов наследования, преемственности традиции, выявление и создание зримых образов памяти в ландшафте, привлекательного образа территории. Деятельность предполагает создание партнерской сети (при участии школьных учителей, школьников, исследователей и др.) для проведения краеведческих исследований, систематизацию культурного наследия, разработку и запуск портала «Культурное наследие Кондопожского края», проведение конкурсов на разработку и установку памятных знаков, разработку и внедрение новых учебных программ, организацию разных событий.

В качестве примера события группа представила «Фестиваль сена». Проект предполагает организацию ежегодного летнего фестиваля в сельских поселениях Кондопожского района. Фестиваль является комплексным способом создания модели партнерства и управления территорией на основе возрождения традиций, регенерации сельских ландшафтов, развития культурного (событийного, этно и т.п.) туризма, создания локального бренда. 
Группа «Искусство и дизайн» разработала две рабочие идеи – «Арт-резиденция» и «Фотоконкурс». 

«Арт-резиденция» может рассматриваться как продолжение художественного исследования территории, которое началось в ходе проекта «Путешествие в страну людиков». Модель арт-резиденции предполагает проживание художников и дизайнеров в одном базовом поселении и выезды в окрестные деревни для работы, проведение мастер-классов для детей и взрослых – местных жителей, в т. ч. - создание совместно с ними художественных произведений (лэнд-арт, паблик-арт и др.). Занятия с художниками повышают творческую активность жителей, их собственные возможности организации досуга. «Арт-резиденты» могут целенаправленно решать задачи, актуальные для территории, например, нарабатывать объем визуального материала для создания фирменного стиля «Страны людиков». 

Вторая идея группы - это фотоконкурс на тему природы, образа жизни жителей сельских поселений «Страны людиков», предназначенный для широкой аудитории – кондопожан, увлеченных фотографией, туристов и гостей, профессионалов и любителей. Такой конкурс мог бы проводить Молодёжно-культурный центр в Кондопоге, при участии СМИ. 

Фильм «Людики»

Премьера фильма «Людики» состоялась в Кондопоге 1 апреля и в Петрозаводске 4 апреля 2011 г. Семнадцатиминутный фильм сделан режиссером К. Охапкиной и оператором А. Латышевой в жанре документального авторского кино и состоит из трех частей, каждая из которых посвящена одной деревне. В фильм вошли эпизоды, снятые в Кончезеро в летней языковой школе для детей, в деревнях Лижмозеро и Вохтозеро. Основные вопросы, над которыми размышляет режиссер – как передаётся родной язык? Исчезнет ли людиковский язык и культура, а вместе с ними и сам народ?

Проект формально завершен, но его рабочая группа надеется, что «путешествие в страну людиков» будет продолжаться. Надежды на продолжение проекта связаны, прежде всего, с теми наработками, которые состоялись в ходе проектно-аналитического семинара. Их реализация зависит от воли и активной позиции администрации Кондопожского района, сельских поселений и общественных организаций. Уже за рамками проекта в Спасской Губе и Декнаволоке 9 июля 2011 г. состоялся первый Фестиваль сена, концепция которого разработана во время проектно-аналитического семинара. 
Продолжает работу выставка «Как кузнец Илмалиннэ свататься ездил». На её основе Музей Кондопожского края проводит разнообразные занятия и мастер-классы для детей и взрослых. В некоторых из занятий используются работы художников проекта. Есть идеи и для последующих выставок, отправной точкой для которых могут быть материалы проекта. В октябре 2011 г. состоялся музыкальный перфоманс «Музыка половиков» - петрозаводские музыканты озвучили в разных жанрах тканый половик из Лижмозера, предмет, переданный экспедицией проекта в Музей Кондопожского края. Фотовыставки, компьютерные презентации и фильм «Людики» планируется показать в разных местах Карелии и, возможно, за её пределами. 

Ссылки:
Проект «Путешествие в страну людиков» в социальной сети «Вконтакте». [Online]. Метод доступа <http://vkontakte.ru/club19241358
Проект «Путешествие в страну людиков». Сайт конкурса музейных проектов «Меняющийся музей в меняющемся мире». [Online]. Метод доступа <http://museum.fondpotanin.ru/diaries/7861/description/ 
Лурье В.Ф. Визуальные впечатления в стране людиков // Вестник Карельского краеведческого музея. Вып. 6. - Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2011. – С. 18-26.

Кузнецов Денис Николаевич
Зам. директора Национального музея Республики Карелия
Координатор конкурса по Северо-Западному федеральному округу
e-mail: dnkuz@yandex.ru