В музее-заповеднике «Ясная Поляна» прошел семинар для полуфиналистов конкурса
Семинар проходил с 25 по 29 марта. В нем приняли участие 48 полуфиналистов VII конкурса "Меняющийся музей в меняющемся мире" из 29 регионов России.
Главный акцент семинара этого года был сделан на развитии проектной культуры в целом. Вместе с ведущими специалистами в области музейного проектирования участники представляли и обсуждали проекты друг друга, перенося чужой опыт на собственные идеи и проблемы.

В первый день проектировщики посетили музей-усадьбу «Ясная Поляна» и приняли участие в тренинге «Как представить себя в ситуации "информационного шума"?», направленного на приобретение навыков представления проектов во внешней среде. 

В последующие дни музейщики дорабатывали свои проекты. После установочных докладов и экспертных дискуссий шла работа в группах, результаты которой представлялись на общих заседаниях. Руководителем семинара, как обычно, выступил Сергей Зуев - проректор Московской Высшей школы социальных и экономических наук. Координаторами групп в этом году были:
  • Ольга Синицына - заместитель директора Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы, председатель Российской ассоциации библиотек по искусству,
  • Татьяна Гафар – региональный координатор конкурса по Южному федеральному округу,
  • Николай Прянишников - руководитель отдела зрелищных зданий Экспериментального научно-проектного института (ЭНПИ),
  • Елена Зеленцова - директор агентства «Творческие индустрии»,
  • Наталья Копелянская - старший научный сотрудник Лаборатории музейного проектирования РИК,
  • Людмила Савченко - директор Самарского литературно-мемориального музея им. М. Горького.
Эксперты семинара отметили, что в целом полуфиналисты конкурса работали очень активно и заинтересованно. Отличительная особенность этого года заключалась в том, что у многих из них опыта непосредственно проектной работы практически нет. С одной стороны, это является положительным фактором, так как семинар стал для них важным этапом профессионального развития, с другой – неизбежно возникает вопрос о качестве итогового продукта. Как отметили эксперты, было представлено немало интересных идей, но насколько хорошо они будут проработаны и реализованы в дальнейшем на данный момент, не понятно.
 
Эксперты также выделили несколько тенденций, наметившихся в музейной сфере в последнее время. Так, музейные специалисты обратились к промышленному наследию. На конкурс было предложено несколько проектов, связанных с музеефикацией производственных технологий и индустриальных объектов. Кроме того, отчетливо прослеживается тенденция работы с городским пространством. Например, музеи стали чаще обращаться к жанру паблик-арт, предлагая различные концепции распространения искусства в городской среде. Также с каждым годом предлагается все больше проектов, связанных с изучением наследия советской эпохи. При этом исследователей в основном интересует история повседневности недавнего прошлого. 

Для большинства участников семинара – полуфиналистов конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» - погружение в методологию музейного проектирования прежде всего способствовало переоценке критериев их собственной деятельности и придало уверенности в том, что они смогут доработать конкурсные заявки и, самое главное, – реализовать задуманные проекты.

Особенный интерес у проектировщиков вызвало выступление куратора, архитектора Юрия Авакумова, рассказавшего о своих российских и международных выставочных проектах, в том числе и проектах, которые были реализованы в рамках Издательской программы «Интерроса» и программы «Первая публикация» Благотворительного фонда В. Потанина.