Итоги пресс-конференции

В пресс-конференции приняли участие:

  • Наталья Самойленко - исполнительный директор Благотворительного фонда В.Потанина 
  • Геннадий Вдовин - член жюри конкурса, директор музея-усадьбы «Останкино»
  • Владимир Гриценко - член жюри конкурса, директор Военно-исторического и природного музея-заповедника «Куликово поле».

Как отметила Наталья Самойленко, главное в конкурсе – «это организация такого процесса, который помогает конкурсантам развиваться и расти, а не сводится к погоне за деньгами». С этой целью механизм конкурса постоянно совершенствуется. К примеру, за шесть лет работы возник устойчивый пул победителей, ставших опытными проектантами, и это стало препятствием для привлечения новых, не столь искушенных участников. Чтобы решить эту проблему, в 2007 году была введена специальная «Авторская» номинация, предназначенная исключительно для авторов проектов-победителей предыдущих лет. Больший, чем в других, размер гранта в этой номинации давал больше простора для творчества и одновременно поднимал планку требований к участникам, а у новичков увеличились шансы победы в конкурсе. В 2008 году появилось еще одно нововведение: были введены квоты для проектов, выходящих в полуфинал. Этот эксперимент нацелен на привлечение внимания к конкурсу регионов, музеи которых до сих пор не стали его активными участниками. Каждому федеральному округу, Москве и Московской области, Санкт-Петербургу и Ленинградской области, и, отдельно «Авторской» номинации было гарантировано по 5 мест для участия в образовательном семинаре. На втором этапе конкурса процедура экспертизы и отбора финалистов строилось так же, как и в предыдущие годы: победителями в каждой номинации стали сильнейшие заявки, доработанные после семинара. По словам Н.Ю. Самойленко, организаторы конкурса «до сих пор сомневаются, правильное ли это решение или нет. Думаю, это станет понятно только тогда, когда будут реализованы проекты-победители этого года».

По мнению Геннадия Вдовина, «конкурс учит двум самым важным вещам. Он снимает с музейщика и музея имидж маргинала и освобождает музейного работника от комплекса местного сумасшедшего. Именно такого рода конкурсы приводят этих людей в активно действующих творцов, умеющих работать с сообществом, властью, бизнесом, СМИ. Второе, чему учит конкурс, это умение дискутировать без скандала и без лишнего драматизма выигрывать, проигрывать, общаться с коллегами, с партнерами, экспертами, жюри. В нашей драматичной стране это дорогого стоит». Также Геннадий Вдовин отметил, что постоянно расширяется география конкурса. Так в этом году впервые принял участие и победил музей из Камчатского края.

Владимир Гриценко, считает, что конкурс «Меняющийся музей в меняющемся мире» - «это уникальная возможность посмотреть, в каком направлении движется музейное дело в стране, ведь в конкурсе участвуют и побеждают самые активные и жизнеспособные музеи». По его словам для победы «не обязательно пытаться изобрести что-то сверхиннововационное. Можно попытаться просто современным взглядом посмотреть на ту тему, которая родилась некоторое время назад». С этой точки зрения Владимир Гриценко выделил два проекта-победителя 2009 г.: «"Тайна "Слова…", или Слово о тайне"» Ярославского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, который в своем проекте представит новый подход к экспозиции «Слово о полку Игорева», и проект «Забытые крепости ХХ века» Государственного историко-культурного и природно-ландшафтного музея-заповедника Изборск, который введет в музейный оборот долговременные оборонительные точки времен Великой Отечественной войны. В завершении Владимир Гриценко подчеркнул, что «конкурс действительно меняет музейную жизнь, и меняет ее к лучшему».