Роман под открытым небом
Государственный музей-заповедник М.А.Шолохова
Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д.С.Лихачёва
Ассоциация «Открытый музей»


представляет

Роман под открытым небом: арт-вёшки



14 августа 2008 года, 15.00, «Интерфакс-Юг», Ростов-на-Дону состоялась пресс-конференция по результатам творческой мастерской ленд-арта. Мастерская прошла на территории музея в рамках проекта «Роман под открытым небом: арт-вёшки», победителя V Грантового конкурса музейных проектов «МЕНЯЮЩИЙСЯ МУЗЕЙ В МЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ» 2008 г., проводимого Благотворительным фондом В. Потанина при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и оперативном управлении Ассоциации менеджеров культуры (АМК).


С 6 по 14 августа на территории музея-заповедника были реализованы проекты: «Вавилонская яма» - авторы Марина Перчихина и Игорь Иогансон (Spider&Mouse, Москва), «Шолохи» (группа «Куда бегут собаки»: Алексей Корзухин, Наталья Грехова, Ольга Иноземцева; Екатеринбург), «Стожок» (Игорь Сорокин; Саратов), «Плетень» (Ростов-на-Дону; Анастасия Панасюк), «Комод» (Artкухня Катя Кандыба и Игорь Демиденко; Москва), «Котелок» (Николай Аржанов, Саратов), «Кинематографическая мельница» (Марина Морозова, Подольск), «Черное, белое, красное» (Ана Глинская, Москва). Среди них есть проекты, созданные с использованием природных материалов – земли, веток ивы, сена, песка, деревьев, воды, дыма – и авторские объекты, ставшие органичной частью среды. Куратор мастерской – Игорь Сорокин (Саратовский государственный музей имени А.Н.Радищева).


Мастерская была призвана объединить художников и музейщиков в совместной работе с особенным наследием музея-заповедника – его территорией. Она простирается более, чем на 40.000 гектаров. Данный проект – попытка осмыслить эти земли не просто как заповедный, охраняемый ландшафт, но и как новый ресурс развития музея. Это была именно мастерская: в самом определении этой формы совместной работы предполагается наличие мастера (в нашем случае – автора проекта) и его помощников. Вместе они старались по-иному взглянуть на предложенную кураторами тему – размышление о поэтике текстов знаменитого российского писателя М.А. Шолохова. Своими проектами художники объединили эту землю с отрывками из романа «Тихий Дон» - и то, и другое раскрылось и заиграло в полную силу. Родившиеся образы дают возможность отойти от хрестоматийного взгляда на известный роман, актуализировать его содержание и раскрыть его для новой аудитории, которая уже привыкла с совершенно другому языку – языку современного искусства. Удивительным образом, все проекты, такие разные, живут на одной поэтической волне: они рассказывают вечную, непреходящую эпическую историю земли и ее отношений с человеком. Поэтому результат мастерской не является новой иллюстрацией к роману, а скорее становится его продолжением, развитием, объемными иллюстрациями некоего нового повествования – у каждого объекта своя история и судьба.


Контакты: Арт-вешки: open.air.novel@gmail.com
Информация о подготовке ленд-арт мастерской: http://community.livejournal.com/artveshki_2008/
Координатор: Илона Лебедева: 8-905-749-76-44


Фото:
Проекты (слева направо):
Кинематографическая мельница (Марина Морозова): симбиоз социального запроса "Хлеба и зрелищ".
Ветер-механик вращает колесо "проектора" и предлагает вниманию зрителей визуалный онтологический
ряд, повествующий о любви, дорогах и вечно зменяющемся по воле ветра-судьбы мире.

Комод (Artкухня: Катя Кандыба и Игорь Демиденко): семь деревянных слоников пошли по Шутовой
горе - это символ незыблемого домашнего уюта, семьи и любви.

Плетень (Анастасия Панасюк): плетень - это не только общепринятая граница между двумя пространствами, личным и
общественным. Этот "плетень" сопровождает дорогу, иногда укрывая ее сверху, иногда укутывая, иногда преграждая.
Таким образом, объект превращается в повествование о природе и человеке, о любви и расставании - о вечном.

Вавилонская яма (Марина Перчихина и Игорь Иогансон): Землеворот - непременный итог всех
потрясений. Чем выше башни великих построек, тем глубже рвы вокруг них, поглощающие все языки и
все надежды строителей, чтобы возвратить все и вся на круги своя. Две смещенные по вертикали
земляные спирали образуют рельеф и контррельеф, под противоположными углами к поверхности поля.
Ленд-арт объект ВАвилонская яма соединяте в себе:
- по горизонтали: центробежное и центростремительное движение;
- по вертикали выстраивает оппозиции: потомки-предки, монументы - могилы.