Культурные инициативы, поддержанные Фондом Потанина, представили на Общероссийском гражданском форуме

8 декабря в Москве прошел VI Общероссийский гражданский форум, сквозной темой которого стал уровень счастья в России и вклад государства, бизнеса, некоммерческих организаций и неравнодушных граждан в его рост. На сессии «Культурные практики развития территорий», организованной Центром управления социальных инноваций GrantRafting, из шести рассмотренных успешных кейсов три были реализованы благодаря грантовой поддержке Фонда Потанина. Речь шла о культурных инициативах в разных точках России, давших стимул развитию территорий и местного сообщества. 

Кейс 1. Коломна: от маленького музея пастилы до туристического кластера

За последнее десятилетие туристический поток в подмосковный город Коломну вырос в пять раз. Началось все в 2009 году, когда по инициативе трех человек здесь открылся необычный музей забытого вкуса – Коломенской пастилы. Затем стали возрождаться уникальные исторические производства, появилось несколько театрализованных музеев, завязались партнерские музейные проекты, открывшие новые возможности для творческой самореализации горожан. Историю на вкус распробовали и местные власти, поддержав инициативу снизу. В городе благоустроили улицы, появилось множество кафе, гостиниц, даже собственный омнибус и городовой. У проектной команды еще много идей по сохранению исторической части Коломны и превращению ее в единый туристический кластер.

– Сразу за стенами Коломенского кремля начинается старинный Посад – четыре улицы, пять переулков: благодаря этому кусочку провинции Коломна держала статус исторического поселения федерального значения, – рассказала во время презентации проекта Наталья Никитина, директор Коломенского центра развития познавательного туризма «Коломенский посад». – Мы хотели сохранить атмосферу, ДНК этого места: восстановить исторические производства, которые были в Коломне 100, 200 и 300 лет назад. Если конфетно-пастильная фабрика купца Чуприкова, то в своих родных стенах. Если музей «Калачная», то на Житной площади – там, где занимались хлебом. Схема нашей работы, которую можно тиражировать в любом другом городе, выглядит так: первый шаг – это исследование, нашим главным ресурсом в этом была литература. Второй шаг – создание музея, если тема того заслуживает. Мы привлекаем современных художников, сценаристов, режиссеров, чтобы они интерпретировали наследие, сделав его понятным, считываемым и нескучным. И дальше – восстановление производства. Я думаю, это хорошая модель для того чтобы найти собственную идентичность, чтобы каждый маленький город отличался от другого.

Сейчас на исторических производствах Коломны работает свыше 100 человек. Проекты притягивают инвесторов, партнеров, находятся последователи в других городах. В ближайших планах инициативной группы – открытие еще трех исторических производств.

Фонд Потанина выделил несколько грантов на проекты по развитию Коломны. В 2018 году Коломенский центр развития познавательного туризма «Коломенский посад» снова стал победителем конкурса – в этот раз на поддержку Центров социальных инноваций в сфере культуры программы «Эффективная филантропия» с проектом «Библиотека Наследия».

– Этот проект поможет нам упаковать наши знания, собрать лучшие практики работы с наследием, которыми мы сможем делиться, – сказала Наталья Никитина. – Наш опыт может быть полезен и социальным предпринимателям, и творческим профессионалам, заинтересованным в развитии своих территорий. Недавно вышла статья, где мне понравилось выражение: «Уровень социального оптимизма в Коломне зашкаливает». Это так и есть, потому что люди приезжают, вдохновляются, к нам поступают запросы, и мы готовы транслировать наш опыт.

Кейс 2. Культурный квартал деревни Сеп

В Игринском районе Удмуртии перемены начались с инициативы жителей села Сеп. Работники дома культуры, школьники и активисты начали сбор материалов о семи деревнях, ранее расположенных вокруг их поселения и прекративших свое существование в 1970-2000 годах в результате так называемой программы ликвидации «неперспективных» деревень.

– Большую часть жизни я жил в Удмуртии, потом переехал в Нижний Новгород, но связи остались, – рассказал научный сотрудник музея современного искусства «Арсенал», исполнительный директор нижегородского НКО «Кама – рекордс» Александр Юминов. – Я знал, что население деревни Сеп, где живет 450 человек, а с соседними селами – около 900, довольно активное. Они всегда делали то, что в последнее время стали называть «проектами», будь то сельский маунтинбайк, школа молодого активиста или праздник деревни. Здесь возникло сообщество, которое интуитивно пришло к тому, что нужно что-то менять. Однако в отличие от Коломны у места не было никакой «вкусной» истории. Нужна была какая-то стратегия, которая объединила бы активность жителей и была полезна для территории. Когда мы приехали в гости, нам показали восемь фотоальбомов, посвященных исчезнувшим деревням. Стало понятно, что эта тема трогает людей, и мы решили помочь, предложив сделать музей. Местные жители сказали: только нам нужен музей, которого нет ни у кого. И мы стали обучать их вещам, нехарактерным для деревни: научной и музейной работе. Мы выступали не только авторами проекта и логистами, но и были в определенной степени переводчиками. Например, мы переводили язык дизайнеров на язык деревенских жителей, язык деревенских жителей – на язык власти. В результате в сентябре 2017 года в здании бывшей библиотеки, которое нам выделила администрация, открылся Народный музей исчезнувших деревень. Его открытие собрало около 1800 человек. На второй год мы провели еще один прекрасный проект: «Культурный квартал деревни Сеп», посвященный деревенской архитектуре.

Проект народного музея стал победителем конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» Благотворительного фонда Владимира Потанина в номинации «Музейный старт», получив 2 млн рублей на создание музейной экспозиции. У команды было несколько организаций-партнеров, инициативу поддержала сельская, районная, а позже и республиканская администрация.

– Произошла нечастая вещь: местная инициатива была поддержана, с одной стороны, нами как экспертным сообществом, с другой стороны, властью, – продолжил Александр Юминов. – То есть само сообщество мы не складывали, оно существовало, надо было только подсказать, направить людей. Сейчас с помощью современного музея они создают среду, которая впоследствии поможет им монетизировать территорию. Они не продают билеты в музей, но зарабатывают на мастер-классах, сувенирах. В течение года с открытия музея его посетило свыше 10 тысяч человек, – для деревни это мощная цифра. По теме счастья, о которой сегодня говорят: мы заметили, что у жителей деревни изменилось отношение к своей жизни. Они сами говорят: если раньше на субботник выходили 10 человек, то сейчас полдеревни. С другой стороны, администрация предпринимает попытки, чтобы в селе была бесперебойная сотовая связь и интернет, уже частично отремонтировали дорогу до районного центра, сейчас идет разговор о гостинице.

В 2018 году проектную команду снова поддержал Фонд Потанина: на базе Сепского дома культуры создается многофункциональный культурный Центр местного сообщества «SEP COMMUNITY». Он предложит населению деревни, района и туристам культурный контент нового качества, при этом сохранив и использовав уникальные ресурсы, которые уже есть в деревне. Проект стал победителем конкурса на поддержку Центров социальных инноваций в сфере культуры программы «Эффективная филантропия».

Кейс 3. Волгоград – город художников

В 2016 году при поддержке Фонда Потанина в Волгограде прошел арт-фестиваль «Извините, Вы не видели Лосева?» Авторы проекта попытались возродили забытую легенду о художнике Викторе Лосеве, творившем на улицах Волгограда с 40-х годов прошлого века. На его холстах можно увидеть, как менялся город и его жители. Искусствоведы называют художника солнечным романтиком, который рисовал душу города в импрессионистской манере.

– Волгоград – это моногород, он посвящен по сути одному событию: победе в Сталинградской битве, и вся линейка городских событий связана с этим, – рассказал куратор проекта, научный руководитель Института региональной экономики и социального проектирования Дмитрий Грушевский. – Социологические исследования показывали, что город хочет развиваться, и нужна не только война, но и мирные истории. И мы хотели показать, что Волгоград – это не только город-мемориал, но и креативное пространство, в котором живут и работают необычные люди. После войны сюда приезжало много художников, чтобы описывать восстановление города. Многие остались, дали корни, создали шикарные школы. У нас три вуза, которые готовят художников. Задача нашего проекта заключалась в том, чтобы привести зрителей к ним, в музеи и в художественные школы. И мы нашли замечательного художника бессребреника Виктора Лосева, о котором знали лишь продвинутые искусствоведы. Мы провели исследовательскую работу, собрали и оцифровали его работы, создали каталог. И провели фестиваль, думая, что на этом закончим.

Но фестиваль понравился и запомнился жителям, они ждали продолжения. В 2017 году авторы проекта пошли на эксперимент: средства на фестиваль были собраны на краудфандинговой платформе PLANETA.RU. Второй фестиваль состоялся с еще большим размахом: приезжали художники из других городов, проводили мастер-классы по истории искусства и техниками создания живописных произведений, подключились артисты, музыканты, танцевальные коллективы. А в мае 2018 волгоградские художники уже по своей инициативе и завязавшейся традиции вышли на пленэр.

– Благодаря этому фестивалю мы создали некую моду на искусство, – рассказала руководитель фестиваля искусств «Извините, Вы не видели Лосева?» Марина Воронова. – Мы наблюдаем, как сейчас художники инициируют свои собственные проекты. Возникло по сути два отдельных бренда: фестиваль искусств «Извините, Вы не видели Лосева?» и имя Виктора Лосева. У нас было много баннеров, плакатов в пространстве города. В поисковиках резко возрос запрос на имя Лосева. Сейчас уже все знают, кто это такой. Наш проект стал точкой притяжения художников, любителей искусства из разных регионов России и мира. 18 мая 2019 года мы снова планируем провести фестиваль, к нам приедут 22 иностранных художника – из Европы, США, Японии, они выйдут на пленэр. Приглашаем всех в Волгоград, город художников!

В конце сессии модератор Эльвира Алейниченко  (Центр GrantRafting) презентовала сборник «Искусство созидать: культурные практики как инструмент развития территорий и местных сообществ», подготовленный к Общероссийскому гражданскому форуму 2018. Кроме представленных на встрече историй в нем собраны и другие не менее интересные практики, ознакомиться с ними можно здесь: https://civil-forum.ru/upload/medialibrary/ff6/Kultura2018-web.pdf

– В одном из кейсов на вопрос, что является ключевым фактором успеха, авторы написали: «Долгое дыхание», – подвела итог встречи Эльвира Алейниченко. – Что имеется в виду? Не ждите быстрых результатов. Наберитесь терпения и с большим вниманием и трепетом относитесь к тому, что происходит с жителями и с вашей территорией. Мы желаем всем долгого дыхания в культурных проектах, развивающих территорию.