«Благотворительность должна давать видимый результат»

Как НКО обратить на себя внимание крупного бизнесмена и заслужить его доверие? Как предприниматели выбирают благотворительные проекты, которые готовы поддержать лично? Эксперт бизнес-школы «Сколково» Андрей Шпак сформулировал шесть правил для некоммерческих организаций. Журнал «Филантроп» попросил крупных предпринимателей и представителей благотворительных организаций рассказать о своем опыте партнерства. Результат представлен в публикации «Некоммерческие амбиции: как НКО и бизнесу найти общий язык».

Учредитель фонда Владимир Потанин принял участие в проекте. Отвечая на вопрос, что важно в работе с некоммерческими организациями, Владимир Потанин отметил: 

«Успешный человек должен возвращать обществу то, что получил. Если встает вопрос, как это делать, то первым делом нужно решить, кому оказывать поддержку, помочь всем невозможно. Каждый человек выбирает то, что близко лично ему. Для себя я определил несколько направлений: высшее образование как базовую ценность, культуру — как возможность подпитываться позитивной энергией и развитие системной благотворительности — способ объединить усилия многих.

Что касается инструментов, то я предпочитаю заниматься благотворительностью через свой фонд, который был создан в 1999 году и начал свою деятельность со 160 студенческих стипендий молодежи Норильска. Спустя 18 лет фонд превратился в некоммерческую структуру, реализующую десятки благотворительных программ, охватывающих многие тысячи благополучателей. Я вхожу в органы управления фонда и утверждаю программы, бюджет, отчетность. Но не участвую в оперативном управлении: фондом управляют профессиональные сотрудники. 

Выбор конкретных проектов для финансирования я также предоставил делать профессионалам — в фонде есть конкурсные процедуры, а также система принятия решений на основе мнений независимых экспертов. В каждом конкурсе есть свои критерии оценки, которые различаются в зависимости от его целей. Мои инициативы тоже становятся новыми программами фонда — так, идея создать эндаумент МГИМО и помочь Эрмитажу вылилась в масштабную программу по поддержке эндаументов «Целевые капиталы: стратегия роста». 

Для меня требования к эффективности некоммерческого проекта не очень отличаются от требований к бизнес-проекту: он должен выполнять свою задачу и давать видимый результат. Только выраженный не в прибыли, а в повышении качества жизни общества. Если рассматривать фонд как проект, то, к примеру, для принятия новой стратегии его развития мы провели несколько исследований о результатах его благотворительных программ, в итоге смогли уточнить наши приоритеты. 

Конечно, важна способность команды реализовать заявленные цели. Имеет ли значение личное знакомство с командой проекта? Только на начальном этапе, когда нужно создать новую организацию, выстроить все механизмы, нанять профессионалов». 

ЧИТАТЬ МАТЕРИАЛ ПОЛНОСТЬЮ