Марина Брыкина

Руководитель проекта

E-mail: mir-rum@yandex.ru

Петровский канал как памятник гидротехнического сооружения начала XVIII века

Проект-победитель 2015 года

Петровский канал был построен по указу Петра I от 19 сентября 1718 года, согласно которому «было велено» приступить к устройству обходного канала по южному берегу Ладожского озера от Новой Ладоги до Шлиссельбурга для устранения затруднений прохождения пути по Ладожскому озеру. 1718 – 1725 – начало строительства, он связан с эпохой петровских преобразований, введением новых реформ, развитием водных систем, образованием городов, строительством судов для Балтийского флота, укреплением и расширением границ Российского государства, выходом к Балтийскому морю. 1725 – 1731 гг. – проходил в период дворцовых переворотов, поэтому строительство канала продвигалось медленнее, только благодаря усилиям Б. Миниха, который применил свой опыт и талант, создал гидротехническую систему питания канала водой, прорытие канала было закончено. Ответственный подход к делу, совершенствование методов строительства, грамотное решение возникавших инженерных проблем и личное участие позволило реализовать идею Петра I, успешно достроить канал и обеспечить его нормальное функционирование. Б. Миних является ключевой фигурой в строительстве Петровского канала, его роль высоко оценена исследователями истории строительства Ладожского канала М.А. Прокофьевым, В.А. Гореловым, В.Г. Казнаковым, М.А. Штатновой, Н.Ф. Морозовой и другими. Весной 1731 года Анна Иоанновна торжественно открыла Ладожский канал в Шлиссельбурге, где собственноручно разрыла перемычку для спуска воды в канал.Канал стал крупнейшим гидротехническим сооружением Европы, лидируя в России по числу проходивших судов и количеству перевозимых грузов до 1860 – х гг. Ладожский канал являлся важнейшим путем в Санкт – Петербург, его «водными воротами», которые были необходимы «для изобилия и торговли».