Артемий Баранов: «Эрмитаж для меня – классический и современный»

В августе 2017 года методист Молодежного центра научно-просветительного отдела Государственного Эрмитажа Артемий Баранов прошел стажировку в городе Кёльне. Молодой специалист, в чьем ведении находится разработка образовательных программ для молодежи, обменялся опытом с немецкими коллегами. Место стажировки он выбрал самостоятельно, узнав, что в Германии существует особая, отличная от России система музейного образования. Руководство Эрмитажа одобрило инициативу, а Благотворительный фонд Владимира Потанина выделил грант на поездку.

– Я с интересом узнал, что в музеях Кёльна и некоторых других городах Германии нет образовательных отделов при музеях, но есть единая музейная служба, которая занимается музейным образованием в городе, – рассказал Артемий. – По сути, это госучреждение, созданное для поддержания единого качества предоставляемых услуг. Опыт Кёльна мне показался особенно интересным, потому что город туристический, с большим населением и разнообразием музеев, при этом образованием занимается одна команда из 14 человек. Мне было важно понять, как работает эта система. Кроме того, я планировал сфокусироваться на образовательной работе Музея Людвига (Museum Ludwig), где собрана коллекция современного искусства и искусства XX века – это та тема, которой наш сектор занимается в большей степени. Помимо занятий для студентов на базе коллекции музея Молодежный центр Эрмитажа готовит образовательные программы, сопровождающие временные выставки современного искусства. Поэтому Музей Людвига мне был интересен с точки зрения того, как они говорят о современном искусстве с молодежью, какие форматы работы используют, какова популярность их программ. Была идея также поделиться своим опытом, потому что у нас есть свои интересные наработки. И в один из первых дней я сделал для зарубежных коллег подробную презентацию о работе Молодежного центра Эрмитажа.

Немецкие музейщики приняли Артемия с радушием и интересом. Встреча с директором Кёльнской музейной службы Маттиасом Хаманном продолжалась 3 часа. Главное, что уяснил специалист Эрмитажа: в городе нет ощущения конкуренции между музеями, они работают сообща, понимая, что конкурируют не друг с другом, а с кинотеатрами, барами и прочими развлекательно-увеселительными заведениями. Поэтому музейные специалисты стараются объединить свои усилия, чтобы создавать продукт, который, с одной стороны, интересен аудитории, с другой – стандартизирован для того, чтобы ожидания публики находили свой отклик.

– В Музее Людвига мне было особенно интересно узнать, как немецкая молодежь вовлекается в образовательные программы, – поделился Артемий. – Сотрудники музея нашли удачный формат работы, который я встречал в музее Стеделейк в Амстердаме (Stedelijk Museum) и в московском «Гараже». Они набирают молодежные команды и работают с ними в долгосрочных проектах – минимум от года. Студенты проходят обучение и на несколько месяцев становятся так называемыми арт-консультантами в залах музея или готовят собственные исследовательские проекты. Их задача – не заменить экскурсовода, а создать диалог вокруг произведения искусства, чтобы зритель выражал свое отношение, и в этом процессе рождалось его личное понимание. Другой пример в Музее Людвига, который также работает в Эрмитаже – тематические вечера или арт-марафоны. Как правило, это междисциплинарные мероприятия, когда одновременно в стенах музея проходят музыкальные выступления, дискуссии, театральные постановки, делаются творческие проекты – и это в вечерние и ночные часы. Уже третий такой марафон в Эрмитаже прошел 16 ноября в рамках Санкт-Петербургского Культурного форума. В Музее Людвига подобные мероприятия проводятся каждый месяц.

Первое, что сделал Артемий после возвращения со стажировки, презентовал коллегам по Молодежному центру опыт музейщиков в Кёльне, который можно реализовать у нас. Сейчас сотрудники сектора продумывают, как можно интегрировать формат работы молодежных команд в классическом музее.

– Для меня Эрмитаж – это огромное собрание, удивительная коллекция, культурный центр. И одновременно – прогрессивная институция и один из немногих примеров адаптации классического музея к современным мировым тенденциям. Это музей со сложной структурой, с большим количеством отделов и сотрудников, который, тем не менее, умеет улавливать ритм времени, с одной стороны, быть ориентированным к требованиям публики, с другой стороны, независимым от нее, предлагая к осмыслению сложные темы. Выставка Яна Фабра, как мне кажется, стала важным прецедентом того, как музей может отстаивать свои границы и право на независимую выставочную политику. Кстати, наш образовательный проект к этой выставке «Интермедия: Круги по воде» стал победителем конкурсной программы фестиваля «Интермузей-2017» в номинации «Лучший образовательный проект в музее».

Артемий Баранов закончил кафедру культурологии Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. Причем, его область интересов в то время: традиционная культура африканских народов. Сейчас африканистика сохранилась лишь как личное увлечение. Работа в Эрмитаже, куда он пришел в 2012 году, стала любимым делом.

– Хочется поблагодарить Фонд Потанина за поддержку сотрудников Эрмитажа. В Молодежном центре я уже третий человек, который получает гранты Фонда. Предыдущие коллеги получали премиальные гранты за уже реализованные проекты. Считаю, что это очень здорово и важно, это позволяет нам развиваться профессионально и поддерживать интерес к своей профессии.