Анна Рядова: «Эрмитаж воспитывает вкус»

Реставратор Анна Рядова занимается в Эрмитаже реставрацией старинных тканей. В 2018 году молодого специалиста премировали грантом Благотворительного фонда Владимира Потанина за успешную работу по реставрации предмета конской упряжи – парадной попоны XIX века.

– В 2017 году к нам в Лабораторию научной реставрации тканей Государственного Эрмитажа поступила попона из красного бархата, – рассказывает Анна Рядова. – Она впечатлила всех коллег, так как была богато декорирована вышивкой в технике аппликации, состоящей из множества разнообразных деталей. Большую ее часть занимала рельефная вышивка, выполненная в технике золотого шитья. В центре композиции расположен герб, обрамленный военной арматурой из флагов, пушек и литавр, под ним четыре ордена, в нижних углах – монограммы под дворянскими коронами. Установлено, что герб принадлежит дворянскому роду баронов фон Корфов – древнейшему в Курляндии. Многие из членов этой фамилии служили российскому престолу в разных чинах и должностях. Скорее всего, парадная попона для выводной лошади была выполнена по значительному поводу – для участия в какой-то процессии без всадника. Такие попоны с вышитыми наградами могли использоваться при церемонии похорон владельца. Не исключено, что эта попона была сделана к похоронам генерала Николая Ивановича фон Корфа.

На момент поступления попоны в реставрацию она была сильно загрязнена и запылена, ткани и нити вышивки значительно выгорели, бархат потерт, вышивка сильно деформирована и повреждена. Сложность работы с ней заключалась в том, что детали были сделаны в разных вышивальных техниках, и такую работу реставратору приходилось выполнять впервые. До этого у Анны был опыт реставрации предмета конской упряжи – восточного седла XVIII века.

– Приходилось под каждую деталь подбирать свой метод очистки и реставрации, – говорит Анна. – И разнообразие этой работы доставляло мне удовольствие. Как реставратор по тканям я увлекаюсь вышивкой. Работа с попоной дала возможность познакомиться с некоторыми новыми для меня приемами вышивального искусства.

После школы Анна хотела быть дизайнером, при этом ее всегда интересовала история, ведь она родом из древнейшего города Пскова, где многие улицы дышат стариной. Эти два интереса удачно объединились во время обучения в Санкт-Петербургском художественном училище им. Н.К. Рериха, которое она окончила по специальности «художник-реставратор». Стажироваться поехала, конечно же, во Псков. А потом пригласили в Эрмитаж: здесь началось ее обучение работе с тканями, ведь в России нет учебного заведения, готовящего специалистов в этой области.

– Я не думала, что буду реставратором по тканям, это получилось случайно, – делится Анна. – Но я люблю свою работу. Практически каждый день узнаешь что-то новое. И еще – постоянное соприкосновение с искусством влияет на мой вкус. Мне кажется, что Эрмитаж воспитывает вкус ко всему. А общение со старшими коллегами – просто бесценно. Могу сказать, что Эрмитаж изменил мое мироощущение: здесь я стала острее чувствовать вкус к жизни.